Рабочая программа основного общего образования по Литературе 5-9 класс (ФГОС)

Аннотация рабочей программы основного общего
образования по учебному предмету «Литература»
5-9 класс (ФГОС)

Рабочая программа по учебному предмету «Литература» разработана в соответствии с
нормативными актами:

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации» (с последующими изменениями);

приказ Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089
«Об утверждении федерального компонента государственного образовательного
стандарта начального общего, основного общего и среднего (полного) общего
образования» (в ред. от 07.06.2017 № 506);

приказ Минобрнауки РФ от 17.12.2010 N 1897 "Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего образования"
(Зарегистрировано в Минюсте РФ 01.02.2011 N 19644).

приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 №
253 «Об утверждении Федерального перечня учебников, рекомендуемых к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную
аккредитацию
образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего
образования» (с последующими изменениями);

Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в
общеобразовательных учреждениях», утвержденные Постановлением Главного
государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189;

Примерная основная образовательная программа основного общего образования,
одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему
образованию (протокол заседания от 28.06.2016 № 2/16-з);
а также в соответствии с рекомендациями Примерной программы основного общего
образования по литературе (для 5 – 9 классов), Программы общеобразовательных
учреждений по литературе (авторы В.Я. Коровина, В.П. Журавлѐв, В.И. Коровин, И.С.
Забарский, В.П. Полухина; под ред. В.Я. Коровиной. – М.: Просвещение, 2010) и учебника
по литературе (Коровина В.Я. и др. Литература: Учебник-хрестоматия для 5 класса: в 2 ч. –
М.: Просвещение, 2013, включѐнному в федеральный перечень учебников и
рекомендованному к использованию в образовательных учреждениях.
Цели изучения дисциплины:
Главными целями изучения предмета «Литература» являются:
личностные:
- формирование духовно развитой личности, обладающей гуманистическим
мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским
сознанием, чувством патриотизма;
- развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для
успешной социализации и самореализации личности;
метапредметные:
- овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными
действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять
библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из

различных источников, включая Интернет и др.);
- использование опыта общения с произведениями художественной литературы в
повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;
предметные:
- постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы,
их чтение и анализ, основанный на понимании образной природы искусства слова,
опирающийся на принципы единства художественной формы и содержания, связи
искусства с жизнью, историзма;

- поэтапное, последовательное формирование умений читать, комментировать,
анализировать и интерпретировать художественный текст;
- овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в
художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание
собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;
Для реализации
включающий:

программы

используется

В.Я.Коровина - Литература 5 класс под
В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2017

учебно-методический

ред.

В.Я.Коровиной,

комплект,

В.П.Журавлева,

В.Я.Коровина - Литература 6 класс под ред. В.П.Полухиной - Москва «Просвещение»
2017
В.Я.Коровина - Литература 7 класс под ред. В.Я.Коровиной - Москва «Просвещение»
2017
В.Я.Коровина - Литература 8 класс под ред. В.Я.Коровиной, В.П.Журавлева,
В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2017
В.Я.Коровина - Литература 9 класс под
В.И.Коровина. - Москва «Просвещение» 2017

ред.

В.Я.Коровиной,

И.С.Збарского,

Требования к результатам освоения дисциплины.
Личностными результатами изучения предмета «Литература» являются следующие
умения и качества:
– чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи,
стремиться к совершенствованию собственной речи;
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста;
потребность в чтении.
– осознание и освоение литературы как части общекультурного наследия России и
общемирового культурного наследия;

– ориентация в системе моральных норм и ценностей, их присвоение;
– эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности; уважение и
принятие других народов России и мира, межэтническая толерантность;
– потребность в самовыражении через слово;
– устойчивый познавательный интерес, потребность в чтении.
Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к
ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.
Метапредметными результатами изучения курса «Литература» является формирование
универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; способность к
целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать
свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень
успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и
технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
– самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную,
подтекстовую, концептуальную; адекватно понимать основную и дополнительную
информацию текста, воспринятого на слух;
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст;
несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– владеть различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую
(составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато,
выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.
Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический
аппарат; технология продуктивного чтения.
Коммуникативные УУД:
– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в
сотрудничестве;
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать еѐ и
координировать еѐ с позициями партнѐров в сотрудничестве при выработке общего
решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения
и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в
том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и
сотрудничества с партнѐром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую
взаимопомощь;

– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учѐтом речевой ситуации;
создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
– адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач; владеть монологической и диалогической формами речи, различными видами
монолога и диалога;
– высказывать и обосновывать свою точку зрения;
– слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым
корректировать свою точку зрения;
– выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями;
– договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
– задавать вопросы.
Предметными результатами изучения курса «Литература» является сформированность
следующих умений:
На необходимом (базовом) уровне:
– адекватно понимать художественный текст и давать его смысловой анализ,
интерпретировать прочитанное, отбирать произведения для чтения;
– воспринимать художественный текст как произведение искусства;
– определять для себя цели чтения художественной литературы, выбирать произведения
для самостоятельного чтения;
– выявлять и интерпретировать авторскую позицию, определять своѐ отношение к ней, и
на этой основе формировать собственные ценностные ориентации;
– определять актуальность произведений для читателей разных поколений и вступать в
диалог с другими читателями;
– создавать собственный текст аналитического и интерпретирующего характера в
различных форматах;
– сопоставлять произведение словесного искусства и его воплощение в других
искусствах;
На повышенном уровне:
– выбирать путь анализа произведения, адекватный жанрово-родовой природе
художественного текста;
– видеть элементы поэтики художественного текста, их художественную и смысловую
функцию;
– сопоставлять «чужие» тексты интерпретирующего характера, аргументированно
оценивать их;
– оценивать интерпретацию художественного текста, созданную средствами других
искусств;
– сопоставлять произведения русской и мировой литературы, самостоятельно (или под
руководством учителя) определяя линии сопоставления, выбирая аспект для
сопоставительного анализа;
– осуществлять самостоятельную проектно-исследовательскую деятельность и
оформлять еѐ результаты в разных форматах (работа исследовательского характера,
реферат, проект).
Основные образовательные технологии:
В процессе изучения дисциплины используется как традиционные, так и
инновационные технологии проектного, игрового, ситуативно-ролевого, объяснительноиллюстративного обучения и т.д.
Количество учебных часов в 5-9 классе:

- в 5 классе – 105 ч. (3 раза в неделю)
- в 6 классе – 105 ч. (3 раза в неделю)
- в 7 классе – 70 ч. (2 раза в неделю)
- в 8 классе – 70 ч. (2 раза в неделю)
- в 9 классе – 102 ч. (3 раза в неделю)
Виды контроля:
- промежуточный: пересказ (подробный, сжатый, выборочный), выразительное чтение,
развѐрнутый ответ на вопрос, анализ эпизода, комментирование, характеристика
литературного героя, инсценирование, обучающее сочинение;
- итоговый (за полугодие): анализ эпизода, тест, включающий задания с выбором ответа,
проверяющие начитанность учащихся, знание теоретико-литературных понятий.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».