РП по биологии в 7-9 классах

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ отдел образования администрации МР Зианчуринский район
МОБУ СОШ с. Абзаново

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

руководитель ШМО

Заместитель директора по
директор____________________
________________________ УВР________________________
Булатасова С.А.
Валиева З.С.
Валиева З.С.
.
№ 144 от «31» августа 2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета «Биология» (Базовый уровень)
для обучающихся 7 – 9 классов

Абзаново 2023

Пояснительная записка.
2

Данная

рабочая

программа

разработана

в

соответствии

с

Федеральным

государственным образовательным стандартом общего образования второго
поколения, с учетом примерной программы для общеобразовательных учреждений
«Биология 5-9 классы» – М.: Просвещение, 2008г. и рабочей программы. ФГОС
«Биология» 5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение,
2011г. Программа реализуется в учебниках по биологии для 5-9 классов серии
учебно-методических комплектов «Линия жизни» под редакцией профессора,
доктора педагогических наук В.В. Пасечника. Содержательный статус программы
– базовый. Она определяет минимальный объем содержания курса биологии для
основной школы и предназначена для реализации требований ФГОС второго
поколения к условиям и результату образования обучающихся основной школы в
том числе детей с ОВЗ по биологии согласно учебному плану МОБУ СОШ
с.Абзаново .
Рабочая программа по биологии для обучающихся 7-9 классов составлена в
соответствии с нормативными документами:
● Закона РФ «Об образовании» № 273 от 29.12.2013 г.
● Федерального государственного образовательного стандарта общего образования
и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 № 1897
● Фундаментального ядра содержания общего образования;


Федеральный

перечень

учебников,

рекомендованных

Министерством

образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2019-2020 гг., пр. Министерства
образования и науки РФ № 345 от 28.12.2018


Авторской программы основного общего образования по биологии «Биология»
5-9 классы под редакцией В.В.Пасечника. – М.: Просвещение, 2011г

● Основной образовательной программы основного (среднего) общего образования
● Учебного плана МОБУ СОШ с.Абзаново .

3

4

5

6

7 класс
Содержание учебного предмета
Введение. Общие сведения о животном мире (3 часа)
Особенности, многообразие животных. Классификация животных. Среды обитания и сезонные
изменения в жизни животных.
Одноклеточные животные (6 часов)
Общая характеристика одноклеточных. Корненожки. Жгутиконосцы. Инфузории.
Паразитические простейшие. Значение простейших.
Входная контрольная работа .
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (18 часов)
Организм многоклеточного животного. Тип Кишечнополостные. Многообразие
кишечнополостных. Общая характеристика червей. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви.
Тип Кольчатые черви. Л.Р. «Изучение внешнего строения дождевого червя». Тип Моллюски.
Класс Брюхоногие. Класс Двустворчатые. Головоногие моллюски. Тип Членистоногие. Класс
Ракообразные . Класс Паукообразные. Л.Р. Изучение внешнего строения паука крестовика.
Класс Насекомые. Многообразие насекомых.
Контрольная работа по теме «Простейшие. Черви .
Контрольная работа по теме: «Многоклеточные животные. Беспозвоночные».
Позвоночные животные (24 часа)
Тип Хордовые. Общая характеристика рыб. Приспособления рыб к условиям обитания. Значение
рыб. Л.Р. Изучение внешнего строения рыбы. Классификация рыб. Класс Земноводные. Внешнее
и внутреннее строение земноводных. Классификация земноводных. Класс Пресмыкающиеся.
Классификация пресмыкающихся. Классификация пресмыкающихся. Внешнее и внутреннее
строение пресмыкающихся. Значение пресмыкающихся. Класс Птицы. Л.Р. «Изучение внешнего
строения птицы» Многообразие птиц и их значение. Птицеводство. Класс Млекопитающие.
Многообразие млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Домашние млекопитающие.
Происхождение животных. Основные этапы эволюции животного мира. Обобщение материала
по теме «Многоклеточные животные».
Контрольная работа по теме: «Позвоночные животные».
Экосистемы (13 часов)
Экосистема. Взаимосвязь компонентов экосистемы. Цепи питания. Среда обитания организмов.
Экологические факторы. Биологические факторы. Антропогенные факторы. Искусственные
экосистемы. Обобщение материала по теме «Экосистемы». Законы об охране животного мира.
Охраняемые территории. Красная книга.
Итоговая контрольная работа.
Повторение (4 часа).
Животные из Красной книги моего региона. Повторение материала по теме «Беспозвоночные
животные». Повторение материала по теме «Позвоночные животные». Экскурсия «Знакомство с
животными родного края»

8 класс
Содержание учебного предмета
Наука о человеке. 3 ч
Науки о человеке и их методы. Значение знаний о человеке. Биологическая природа человека.
Расы человека. Происхождение и эволюция человека. Антропогенез.
Общий обзор организма человека. 4 ч
Строение организма человека. Уровни организации организма человека. Ткани. Лабораторная
работа № 1 «Изучение микроскопического строения тканей организма человека» Строение
7

организма человека. Органы. Системы органов. Регуляция процессов жизнедеятельности.
Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция.
Опора и движение. 7ч
Опорно-двигательная система. Состав, строение и рост кости. Скелет человека. Соединение
костей. Скелет головы. Скелет туловища. Скелет конечностей и их поясов. Строение и функции
скелетных мышц. Работа мышц и еѐ регуляция. Нарушения опорно-двигательной системы.
Травматизм. Обобщающий урок по теме «Опора и движение»
Внутренняя среда организма. 4ч
Состав внутренней среды организма и еѐ функции.
Состав крови. Лабораторная работа № 2 «Изучение микроскопического строения крови
(микропрепараты крови человека и лягушки)»
Свѐртывание крови. Переливание крови. Группы крови.
Иммунитет, факторы, влияющие на иммунитет. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение. 4 ч
Органы кровообращения. Строение и работа сердца.
Сосудистая система, еѐ строение. Лимфообращение.
Сердечно-сосудистые заболевания. Первая помощь при кровотечении.
Обобщающий урок по теме «Кровообращение и лимфообращение»
Дыхание. 5 ч
Дыхание и его значение. Органы дыхания.
Механизм дыхания. Жизненная ѐмкость лѐгких.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной среды.
Заболевания органов дыхания и их профилактика.
Обобщающий урок по теме «Дыхание»
Питание. 6 ч
Питание и его значение. Органы пищеварения и их функции.
Пищеварение в ротовой полости.
Пищеварение в желудке и кишечнике.
Всасывание питательных веществ в кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена питания.
Обобщающий урок по теме «Питание»
Обмен веществ и превращение энергии. 5 ч
Пластический и энергетический обмен.
Ферменты и их роль в организме человека.
Витамины и их роль в организме человека.
Нормы и режим питания. Нарушения обмена веществ.
Обобщающий урок по теме «Обмен веществ и превращение энергии»
Выделение продуктов обмена. 3 ч
Выделение и его значение. Органы мочевыделения.
Заболевания органов мочевыделения.
Покровы тела. 3 ч
Наружные покровы тела. Строение и функции кожи.
Болезни и травмы кожи.
Гигиена кожных покровов.
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности. 8 ч
8

Железы внутренней секреции и их функции.
Работа эндокринной системы и еѐ нарушения.
Строение нервной системы и еѐ значение.
Спинной мозг.
Головной мозг.
Вегетативная нервная система, еѐ строение.
Нарушения в работе нервной системы и их предупреждение.
Обобщающий урок по теме «Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности»
Органы чувств. Анализаторы. 4 ч
Понятие об анализаторах. Зрительный анализатор.
Слуховой анализатор, его строение.
Вестибулярный анализатор. Мышечное чувство. Осязание.
Вкусовой и обонятельный анализатор.
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность. 6 ч
Высшая нервная деятельность. Безусловные и условные рефлексы.
Память и обучение. Виды памяти.
Врождѐнное и приобретѐнное поведение.
Сон и бодрствование.
Особенности высшей нервной деятельности человека.
Обобщающий урок по теме «Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность»
Размножение и развитие человека. 4 ч
Особенности размножения человека.
Органы размножения. Оплодотворение.
Беременность и роды.
Рост и развитие ребѐнка после рождения.
Социальная и природная среда человека.
Окружающая среда и здоровье человека.
Лабораторные и практические работы
Изучение микроскопического строения тканей организма человека».
Изучение микроскопического строения костей
Утомление при статической и динамической работе; Значение активного отдыха для
восстановления работоспособности мышц»
Выявление нарушений плоскостопия.
Микроскопическое строение крови человека и лягушки.
Измерение кровяного давления»
Измерение обхвата грудной клетки в состоянии вдоха и выдоха.
Строение и работа органа зрения.
Проведение самонаблюдение
Штриховое раздражение кожи

9 класс
Содержание
68 ч/год (2 ч/нед.)
Введение. Биология в системе наук (2 ч.)
Биология как наука. Место биологии в системе наук. Значение биологии для понимания научной
картины мира. Методы биологических исследований. Понятие «жизнь». Современные научные
представления о сущности жизни. Значение биологической науки в деятельности человека.
9

Демонстрации: портреты ученых-биологов; схема «Связь биологии с другими науками».
Глава 1. Основы цитологии - науки о клетке ( 13 ч.)
Предмет, задачи и методы исследования цитологии как науки. История открытия и изучения
клетки. Основные положения клеточной теории. Значение цитологических исследований для
развития биологии и других биологических наук, медицины, сельского хозяйства.
Клетка как структурная и функциональная единица живого. Химический состав клетки.
Основные компоненты клетки. Строение мембран и ядра, их функции. Цитоплазма и основные
органоиды. Их функции в клетке.
Особенности строения клеток бактерий, грибов, животных и растений. Вирусы.
Обмен веществ и превращения энергия в клетке. Способы получения органических веществ:
автотрофы и гетеротрофы. Фотосинтез, его космическая роль в биосфере.
Биосинтез белков. Понятие о гене. ДНК - источник генетической информации. Генетический код.
Матричный принцип биосинтеза белков. Образование РНК по матрице ДНК. Регуляция
биосинтеза.
Понятие о гомеостазе, регуляция процессов превращения веществ и энергии в клетке.
Демонстрации: микропрепараты клеток растений и животных; модель клетки; опыты,
иллюстрирующие процесс фотосинтеза; модели РНК и ДНК, различных молекул и вирусных
частиц; схема путей метаболизма в клетке; модель-аппликация «Синтез белка».
Лабораторные работы:
Строение эукариотических клеток у растений, животных, грибов и прокариотических клеток у
бактерий.
Глава 2. Размножение и индивидуальное развитие (онтогенез) организмов (6 ч.)
Самовоспроизведение - всеобщее свойство живого. Формы размножения организмов. Бесполое
размножение и его типы. Митоз как основа бесполого размножения и роста многоклеточных
организмов, его биологическое значение.
Половое размножение.
оплодотворения.

Мейоз,

его

биологическое

значение.

Биологическое

значение

Понятие индивидуального развития (онтогенеза) у растительных и животных организмов.
Деление, рост, дифференциация клеток, органогенез, размножение, старение, смерть особей.
Влияние факторов внешней среды на развитие зародыша. Уровни приспособления организма к
изменяющимся условиям.
Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие виды бесполого и полового размножения,
эмбрионального и постэмбрионального развития высших растений, сходство зародышей
позвоночных животных; схемы митоза и мейоза.
Глава 3. Основы генетики (13 ч.)
Генетика как отрасль биологической науки. История развития генетики. Закономерности
наследования признаков живых организмов. Работы Г. Менделя. Методы исследования
наследственности. Гибридологический метод изучения наследственности. Моногибридное
скрещивание. Закон доминирования. Закон расщепления. Полное и неполное доминирование.
Закон чистоты гамет и его цитологическое обоснование. Фенотип и генотип. Генетическое
определение пола. Генетическая структура половых хромосом. Наследование признаков,
сцепленных с полом. Хромосомная теория наследственности. Генотип как целостная система.
Основные формы изменчивости. Генотипическая изменчивость. Мутации. Причины и частота
мутаций, мутагенные факторы. Эволюционная роль мутаций. Комбинативная изменчивость.
Возникновение различных комбинаций генов и их роль в создании генетического разнообразия в
пределах вида. Эволюционное значение комбинативной изменчивости. Фенотипическая, или
модификационная, изменчивость. Роль условий внешней среды в развитии и проявлении
10

признаков и свойств.
Демонстрации: модели-аппликации, иллюстрирующие законы наследственности, перекрест
хромосом; результаты опытов, показывающих влияние условий среды на изменчивость
организмов; гербарные материалы, коллекции, муляжи гибридных, полиплоидных растений.
Лабораторные работы:
Изучение изменчивости у растений и животных.
Изучение фенотипов растений.
Практическая работа:
Решение генетических задач.
Глава 4. Генетика человека ( 4ч.)
Методы изучения наследственности человека. Генетическое разнообразие человека. Генетические
основы здоровья. Влияние среды на генетическое здоровье человека. Генетические болезни.
Генотип и здоровье человека.
Демонстрации: хромосомные аномалии человека и их фенотипические проявления.
Лабораторная работа:
Составление родословных.
Глава 5. Основы селекции и биотехнологии (3 ч.)
Задачи и методы селекции. Генетика как научная основа селекции организмов. Достижения
мировой и отечественной селекции.
Демонстрации: растения, гербарные экземпляры, муляжи, таблицы,
иллюстрирующие результаты селекционной работы; портреты селекционеров.

фотографии,

Глава 6 Эволюционное учение (8ч.)
Учение об эволюции органического мира. Ч. Дарвин - основоположник учения об эволюции.
Движущие силы и результаты эволюции. Усложнение растений и животных в процессе
эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости биосферы, результат эволюции.
Сущность эволюционного подхода к изучению живых организмов.
Вид. Критерии вида. Видообразование. Понятие микроэволюции. Популяционная структура
вида. Популяция как элементарная эволюционная единица. Факторы эволюции и их
характеристика.
Движущие силы и результаты эволюции.
Естественный отбор - движущая и направляющая сила эволюции. Борьба за существование как
основа естественного отбора. Роль естественного отбора в формировании новых свойств,
признаков и новых видов.
Возникновение адаптаций и их относительный характер. Взаимоприспособленность видов как
результат действия естественного отбора.
Значение знаний о микроэволюции для управления природными популяциями, решения проблем
охраны природы и рационального природопользования.
Понятие о макроэволюции. Соотнесение микро- и макроэволюции. Усложнение растений и
животных в процессе эволюции. Биологическое разнообразие как основа устойчивости
биосферы, результат эволюции.
Демонстрации: живые растения и животные; гербарные экземпляры и коллекции животных,
показывающие индивидуальную изменчивость и разнообразие сортов культурных растений и
пород домашних животных, а также результаты приспособленности организмов к среде обитания
и результаты видообразования; схемы, иллюстрирующие процессы видообразования и
соотношение путей прогрессивной биологической эволюции.
11

Лабораторная работа:
Изучение приспособленности организмов к среде обитания.
.
Глава 7. Возникновение и развитие жизни на Земле ( 5 ч.)
Взгляды, гипотезы и теории о происхождении жизни. Органический мир как результат эволюции.
История развития органического мира.
Демонстрации:окаменелости, отпечатки растений и животных в древних породах; репродукции
картин, отражающих флору и фауну различных эр и периодов.
Глава 8. Взаимосвязи организмов и окружающей среды ( 14ч.)
Окружающая среда - источник веществ, энергии и информации. Экология, как наука. Влияние
экологических факторов на организмы. Приспособления организмов к различным экологическим
факторам. Популяция. Типы взаимодействия популяций разных видов (конкуренция,
хищничество, симбиоз, паразитизм).
Экосистемная организация живой природы. Экосистемы. Роль производителей, потребителей и
разрушителей органических веществ в экосистемах и круговороте веществ в природе. Пищевые
связи в экосистеме. Особенности агроэкосистем.
Биосфера - глобальная экосистема. В.И. Вернадский - основоположник учения о биосфере. Роль
человека в биосфере. Экологические проблемы, их влияние на жизнь человека. Последствия
деятельности человека в экосистемах, влияние его поступков на живые организмы и экосистемы.
Демонстрации:таблицы, иллюстрирующие структуру биосферы; схема круговорота веществ и
превращения энергии в биосфере; схема влияния хозяйственной деятельности человека на
природу; модель-аппликация «Биосфера и человек»; карты заповедников России.
Лабораторные работы:
Строение растений в связи с условиями жизни.
Подсчет индексов плотности для определенных видов растений.
Выделение пищевых цепей в искусственной экосистеме (на примере аквариума).
Практические работы:
Наблюдения за сезонными изменениями в живой природе.
Составление схем передачи веществ и энергии (цепей питания).
Выявление приспособлений организмов к среде обитания (на конкретных примерах), типов
взаимодействия популяций разных видов в конкретной экосистеме.
Анализ и оценка влияния факторов окружающей среды, факторов риска на здоровье, последствий
деятельности человека в экосистемах, собственных поступков на живые организмы и
экосистемы.
Экскурсия:
Среда жизни и ее обитатели.

12

4. Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение
каждой темы
7 класс Тематический план

№ п/п Разделы, темы

Количество
часов

1

Введение. Общие сведения о
животном мире.

3

2

Одноклеточные животные

6

3

Многоклеточные животные.
Беспозвоночные

18

4

Позвоночные животные

24

5

Экосистемы

13

6

Повторение (4 часа)

4

7

Итого:

68

№

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

Количество
Количество
лабораторных и контрольных
практических
работ
работ
0
0

8 класс Тематический план
Раздел, тема
Количество
часов
Наука о человеке.
Общий обзор организма человека.
Опора и движение.
Внутренняя среда организма.
Кровообращение и лимфообращение.
Дыхание.
Питание.
Обмен веществ и превращение энергии.
Выделение продуктов обмена.
Покровы тела.
Нейрогуморальная регуляция процессов
жизнедеятельности.
Органы чувств. Анализаторы.
Психика и поведение человека. Высшая
нервная деятельность.
Размножение и развитие человека.
Итого:

3
4
7
4
4
5
6
5
2
3
8

0

1

2

1

2

1

0

1

0

0

4

4

Лабораторные Контрольные
и
работы
практические
работы
1
1
3
1
1
1
2
1

1
1

1

10

1
5

4
6
8
69
9класс

13

Разделы
программы

№
п/п

Кол
ичес
тво
часо
в

Биология в системе наук

2

Количес
тво
лаборат
орных и
практи
ческих
работ
-

Основы цитологии – науки о клетке

13

1

Размножение и индивидуальное развитие организмов

6

-

Основы генетики

13

2

Генетика человека

4

1

Основы селекции и биотехнологии

3

-

Эволюционное учение

8

-

Возникновение и развитие жизни на Земле

5

-

Взаимосвязи организмов и окружающей среды

14

4

ИТОГО

68

8

Контрольн
ых работ

1

1

2

Поурочное планирование
7 класс
Тема урока
Количе Домашнее
ство
задание
часов

Дата
План

1
2
3

4
5
6
7
8
9
10
11
12

Введение. Общие сведения о животном мире (3 часа)
Особенности, многообразие животных.
Классификация животных.
Среды обитания и сезонные изменения в
жизни животных.
Одноклеточные животные (6 часов)
Общая характеристика одноклеточных.
Корненожки. Входная контрольная работа
Жгутиконосцы.
Инфузории.
Паразитические простейшие.
Значение простейших.
Многоклеточные животные. Беспозвоночные (18
Организм многоклеточного животного.
Тип Кишечнополостные.
Многообразие кишечнополостных.
14

4.09
5.09
11.09

12.09
18.09
19.09
25.09
26.09
2.10
3.10
9.10
10.10

Факт

Прим
ечан
ие

13

Общая характеристика червей.

16.10

14

Тип Плоские черви.

17.10

15

Тип Круглые черви.

23.10

16

Тип Кольчатые черви. Л.Р. «Изучение
внешнего строения дождевого червя»
Контрольная работа по теме
«Простейшие. Черви»
Тип Моллюски.
Класс Брюхоногие
Класс Двустворчатые
Головоногие моллюски
Тип Членистоногие.
Класс Ракообразные
Класс Паукообразные. Л.Р. Изучение
внешнего строения паука крестовика.

24.10

25
26
27

Класс Насекомые.
Многообразие насекомых.
Контрольная работа по теме:
«Многоклеточные животные.
Беспозвоночные».
Позвоночные животные (24 часа)

5.12
11.12
12.12

28
29

Тип Хордовые.
Общая характеристика рыб.

18.12
19.12

30

Приспособления рыб к условиям обитания.
Значение рыб.
Л.Р. Изучение внешнего строения рыбы.
Классификация рыб.
Класс Земноводные.
Внешнее и внутреннее строение
земноводных.
Классификация земноводных
Класс Пресмыкающиеся.
Классификация пресмыкающихся.
Внешнее и внутреннее строение
пресмыкающихся.
Значение пресмыкающихся.
Класс Птицы.
Л.Р. «Изучение внешнего строения
птицы»
Многообразие птиц и их значение.
Птицеводство.
Класс Млекопитающие.
Многообразие млекопитающих.
Многообразие млекопитающих.

25.12

17
18
19
20
21
22
23
24

31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46

15

7.11
13.11
14.11
20.11
21.11
27.11
28.11
4.12

26.12
9.01
15.01
16.01
22.01
23.01
29.01
30.01
5.02
6.02
12.02
13.02
19.02
20.02
26.02
27.02

Домашние млекопитающие.
Контрольная работа по теме:
«Позвоночные животные».
Происхождение животных.
Основные этапы эволюции животного мира.
Обобщение материала по теме
«Многоклеточные животные»
Экосистема.
Взаимосвязь компонентов экосистемы.
Цепи питания.
Среда обитания организмов.
Экологические факторы.
Биологические факторы.
Антропогенные факторы
Искусственные экосистемы.
Обобщение материала по теме
«Экосистемы»
Итоговая контрольная работа
Законы об охране животного мира.
Охраняемые территории.
Красная книга.
Повторение (4 часа)
Животные из Красной книги моего региона
Повторение материала по теме
«Беспозвоночные животные»
Повторение материала по теме
«Позвоночные животные»
Экскурсия «Знакомство с животными
родного края»

47
48
49
50
51
52
53
54
55
56
57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

4.03
5.03
11.03
12.03
18.03
19.03
1.04
2.04
8.04
9.04
15.04
16.04
22.04
23.04
29.04
30.05
6.05
7.05
13.05
14.05
20.05
21.05

Лист изменений в тематическом планировании
№
записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

Причина

Согласование
с зам.
директора по
УР

8 класс
Календарно-тематическое планирование по биологии 8 класс.
№

Тема урока

Колво
часов

Домашне
е задание

Наука о человеке (3 часа)
16

Дата урока
План

пр
мч
Факт

2
3

4
5
6
7

8

9
10
11
12

13

14

15
16

17
18

19
20
21
22

23

Биологическая природа человека. Расы
1
5.09
человека. Входная тестовая работа
Происхождение и эволюция человека.
1
6.09
Антропогенез.
Общий обзор организма человека (4 часа)
Строение организма человека. Уровни
1
организации организма человека. Ткани.
Л.Р№ 1 «Изучение микроскопического
1
строения тканей организма человека»
Строение организма человека. Органы.
1
Системы органов.
Регуляция процессов жизнедеятельности. 1
Гомеостаз. Нейрогуморальная регуляция.
Опора и движение (7 часов)

12.09

Опорно-двигательная система. Состав,
строение и рост кости. Лабораторная
работа 2 « Изучение микроскопического
строения костей»
Скелет человека. Соединение костей.
Скелет головы.
Скелет туловища. Скелет конечностей и
их поясов.
Строение и функции скелетных мышц. Л
Работа мышц и еѐ регуляция. Л.Р.
№3«Утомление при статической и
динамической работе
Нарушения опорно-двигательной
системы. Травматизм. Л.Р. №4
«Выявление нарушений плоскостопия»
Контрольная работа «Опора и движение»

1

26.09

1

27.09

1

3.10

1
1

4.10
10.10

1

17.10

1

18.10

13.09
19.09
20.09

Внутренняя среда организма (4 часа)
Состав внутренней среды организма и еѐ 1
24.10
функции.
Состав крови. Лабораторная работа №
1
25.10
5 «Изучение микроскопического
строения крови (микропрепараты крови
человека и лягушки)»
Свѐртывание крови. Переливание крови. 1
7.11
Группы крови.
Иммунитет, факторы, влияющие на
1
8.11
иммунитет. Вакцинация.
Кровообращение и лимфообращение (4 часа)
Органы кровообращения. Строение и
1
14.11
работа сердца.
Сосудистая система, еѐ строение. Л.Р.
1
15.11
№6 «Измерение кровяного давления»
Сердечно-сосудистые заболевания.
1
21.11
Первая помощь при кровотечении.
Обобщающий урок по теме
1
22.11
«Кровообращение и лимфообращение»
Дыхание (5 часов)
Дыхание и его значение. Органы
1
28.11
17

24

25

26
27
28

29
30
31
32
33
34
35
36
37
38

39
40
41

42
43
44
45
46
47

дыхания.
Механизм дыхания. Жизненная ѐмкость
1
лѐгких. Л.Р. №7 «Измерение обхвата
грудной клетки в состоянии вдоха и
выдоха.
Регуляция дыхания. Охрана воздушной
1
среды. Л.Р. №8 «Определение частоты
дыхания»
Заболевания органов дыхания и их
1
профилактика.
Контрольная работа «Дыхание»
1
Питание (6 часов)
Питание и его значение. Органы
1
пищеварения и их функции.

29.11

5.12

6.12
12.12
13.12

Пищеварение в ротовой полости.
1
19.12
Пищеварение в желудке и кишечнике.
1
20.12
Всасывание питательных веществ в
1
26.12
кровь.
Регуляция пищеварения. Гигиена
1
27.12
питания.
Обобщающий урок по теме «Питание»
1
9.01
Обмен веществ и превращение энергии (5 часов)
Пластический и энергетический обмен.
1
10.01
Ферменты и их роль в организме
1
16.01
человека.
Витамины и их роль в организме
1
17.01
человека.
Нормы и режим питания. Нарушения
1
23.01
обмена веществ.
Обобщающий урок по теме «Обмен
24.01
веществ и превращение энергии»
Выделение продуктов обмена (3 часа)
Выделение и его значение. Органы
1
30.01
мочевыделения.
Заболевания органов мочевыделения.
1
31.01
Покровы тела (3 часа)
6.02
Наружные покровы тела. Строение 1
и функции кожи. Л.Р.№9 «Проведение
самонаблюдение»
Болезни и травмы кожи.
1
7.02
Гигиена кожных покровов.
1
13.02
Нейрогуморальная регуляция процессов жизнедеятельности (8 часов)
Железы внутренней секреции и их
1
14.02
функции.
Работа эндокринной системы и еѐ
1
20.02
нарушения.
Строение нервной системы и еѐ
1
21.02
значение.
Спинной мозг.
1
27.02
18

48
49

50

Головной мозг.
Вегетативная нервная система, еѐ
строение. Л.Р.№ 10 «Штриховое
раздражение кожи »
Контрольная работа «Нейрогуморальная
регуляция процессов
жизнедеятельности»

1
1

28.02
5.03

1

6.03

62

Нарушения в работе нервной системы и
1
12.03
их предупреждение.
Органы чувств. Анализаторы (4 часа)
Понятие об анализаторах.
1
13.03
Слуховой анализатор, его строение.
1
19.03
Вестибулярный анализатор. Мышечное
1
20.03
чувство. Осязание.
2.04
Вкусовой и обонятельный анализатор. 1
Психика и поведение человека. Высшая нервная деятельность (6 часов)
Высшая нервная деятельность.
1
3.04
Безусловные и условные рефлексы.
Память и обучение. Виды памяти.
1
9.04
Врождѐнное и приобретѐнное поведение. 1
10.04
Сон и бодрствование.
1
16.04
Особенности высшей нервной
1
17.04
деятельности человека.
Обобщающий урок по теме «Психика и
1
23.04
поведение человека. Высшая нервная
деятельность»
Размножение и развитие человека (4 часа).
Особенности размножения человека.
1
24.04

63

Органы размножения. Оплодотворение.

1

30.04

64

Беременность и роды.

1

7.05

65

Рост и развитие ребѐнка после рождения.

1

8.05

66

Социальная и природная среда человека.

1

14.05

67

Итоговая контрольная работа

1

15.05

68

Окружающая среда и здоровье человека.

1

21.05

69

Обобщение материала

1

22.05

51

52
53
54
55
56
57
58
59
60
61

Лист изменений в тематическом планировании
№
записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

19

Причина

Согласование
с зам.
директора по
УР

9 класс
9 класс
Календарно-тематическое планирование
№ Содержание учебного
Количе Сроки проведения
Домашнее задание
ур материала (раздел, тема)
ство
ока
часов
По плану По факту

7

Биология в системе наук 2 часа
Биология как наука
1
5.09
Методы биологических
1
6.09
исследований
Основы цитологии – науки о клетке 13 часов
Цитология — наука о клетке 1
12.09
наук
Клеточная теория
1
13.09
Химический состав клетки
1
19.09
Неорганические вещества
Химический состав клетки
1
20.09
Органические вещества
Строение клетки.
1
26.09

8

Строение клетки

1

27.09

9

Особенности клеточного
строения организмов.
Лабораторная работа 1
«Строение
эукариотических
клеток у растений,
животных,
грибов и прокариотических
клеток у бактерий»

1

3.10

10

Вирусы.

1

4.10

11

Обмен веществ и
превращение энергии в
клетке.
Фотосинтез

1

10.10

12

Биосинтез белков.

1

11.10

13

Регуляция процессов
жизнедеятельности в клетке

1

17.10

14

Обобщающий урок по теме
«Основы цитология- науки о

1

18.10

1
2

3
4
5
6

20

п.1,в.1,2*пс.11
п.2,подг.со-об-я 1-4*
с.15
п.3,отв.на в.! с.19
п.4,в.1,2*,в.!с.21
п.5,в.1-7у,в!-п.с.25.
п.5,в.1-7у,в!-п.с.25.
п.6,в.*п.
с.29
п.6,в.*п.
с.29
п.6,в.*п.
с.29

Выучить записи в
тетради
п.8,в.1,2*
пис.

п.9,
в.!с.37у
п.10,в.*п
в.!с.39
Подготовиться к
контрольной работе

15

клетке»
1
24.10
Нет д\з
Контрольная работа 1 по
теме « Основы цитологиянауки о клетке»
Размножение и индивидуальное развитие организмов 6 часов
Формы размножения
организмов. Бесполое
размножение. Митоз
лабораторная работа 2
«Митоз в корешке лука»
Половое размножение.
Оплодотворение

1

25.10

п.11,в.1,2*

1

7.11

п.12,в.*
с.49

18

Мейоз

1

8.11

19

Индивидуальное развитие
организма (онтогенез)

1

14.11

п.12,в.*
с.49
п.13,в.1*

20

Влияние факторов внешней
среды на онтогенез

1

15.11

п.14,в.!

21

Обобщающий урок по теме
«Размножение и
индивидуальное развитие
(онтогенез) организмов»

1

21.11

Повторить
пройденный материал

16

17

Основы генетики 13 часов
22
23

24
25
26
27

28
29

30

31

Генетика как отрасль
биологической науки
Методы исследования
наследственности. Фенотип
и
генотип
Закономерности
наследования
Законы Менделя

1

22.11

1

28.11

п.15,в.*и!
с.59
п.16,в.1*у.

1

29.11

п.17,в!

1

5.12

Решение генетических задач
Практическая работа № 1
«Решение генетических
задач на моногибридное
скрещивание».
Решение генетических задач
на неполное доминирование
Хромосомная теория
наследственности. Генетика
пола
Решение генетических задач
на сцепленное с полом
наследование
Основные формы
изменчивости организмов.

1
1

6.12
12.12

Выучить записи в
тетради
Прорешать задачи
Решить задачи

1

13.12

Решить задачи

1

19.12

п.19,в.!
с.69

1

20.12

Решить задачи

1

26.12
21

п.20,в.1,2*
с73

32

33
34

Комбинативная
изменчивость
Лабораторные
Работы 3 «Описание
фенотипов
растений»,
Фенотипическая
изменчивость.
Лабораторные
работы 4
«Изучение
модификационной
изменчивости и построение
вариационной кривой»

1

27.12

п.21,в.3*

1

9.01

1

10.01

п.22,в.*
с. 79
п.22,в.*
с. 79

Генетика человека 4 часа
35

36

Методы изучения
1
наследственности человека.
Практическая работа
«Составление родословных»
Генотип и здоровье человека. 1

16.01

п.23,в.*
с.87

17.01

п.24,в.!

38

Обобщающий урок по теме
1
23.01
«Основы генетики»
1
24.01
Контрольная работа 2
«Основы генетики»«
Генетика человека»
Основы селекции и биотехнологии 3 часа

39

Основы селекции. Методы
селекции

1

30.01

п.25,в.*и !
с.95

40

Достижения мировой и
отечественной селекции

1

31.01

п.26,в.* и !
с.99

41

Биотехнология: достижения
и
перспективы развития.
Метод
культуры тканей.
Клонирование

1

6.02

п.27,в.* и !
с.103

42

Учение об эволюции
органического мира
Вид. Критерии вида
Популяционная структура
вида
Видообразование

37

43
44
45
46

47

Эволюционное учение 8 часов
1
7.02

Борьба за существование и
естественный отбор —
движущие силы эволюции
Адаптация как результат

Подготовиться к
контрольной работе
Нет д/з

1
1

13.02
14.02

1

20.02

1

21.02

п.28,в.!
с.109
п.29,в.1,2*
п.30,в.* и!
с.113
п.31,в.!
с.117
п.32 до с.120

1

27.03

с.120-121,в.1,2*

22

48
49

50
51
52

53

54

55

56

57

58
59
60

61
62

естественного отбора
Обобщающий урок по теме «
Эволюционное учение»
Семинар «Современные
проблемы эволюции»

1

28.03

п.34(1,2)

1

05.03

п.34(3,4)

Возникновение и развитие жизни на Земле 5 часов
Взгляды, гипотезы и теории
1
06.03
п.35,в.* и!
о происхождении жизни
с.133
Органический мир как
1
12.03
п.36,в.!
результат эволюции
История развития
1
13.03
п.37,в.* и!
органического мира в
Архейскую,
Протерозойскую,
Палеозойскую эры
История развития
1
19.03
с.141
органического мира в
Мезозойскую и
Кайнозойскую эры.
Семинар «Происхождение и 1
20.03
п.38
развитие жизни на Земле»
Взаимосвязи организмов и окружающей среды 14 часов
Экология как наука.
Лабораторная работа 5
«Изучение
приспособленности
организмов к определѐнной
среде обитания».
Влияние экологических
факторов на организмы.
Лабораторная работа 6
«Строение растений в
связи с условиями жизни»
Экологическая ниша.
Лабораторная работа 7
«Описание экологической
ниши организма»
Структура популяции

1

02.04

п.39,в.* и!
с.149

1

03.04

п.40 и в.

1

9.04

п.41 и в.

1

10.04

п.42 и в.

Типы взаимодействия
популяций разных видов
Экосистемная организация
живой природы.
Компоненты экосистем
Структура экосистем
Поток энергии и пищевые
цепи
Искусственные экосистемы.
Лабораторная работа 8
«Выделение пищевых цепей
в
искусственной экосистеме

1

16.04

1

17.04

1

23.04

1

24.04

23

п.43
п.44, 45

п.46
п.47

63
64

65

66

67

68

Биосфера – глобальная
экосистема.
В.И. Вернандский –
основоположник учения о
биосфере. Границы
биосферы..

1

30.04

Выучить записи в
тетради
Подготовить
выступление

1

7.05

Распространение и роль
живого вещества в биосфере.
Роль человека в биосфере
Экологические проблемы.
Последствия деятельности
человека в экосистемах
Обобщение темы «
Взаимосвязи организмов и
окружающей среды»
Экскурсия «Сезонные
изменения в живой природе»

1

8.05

Подготовить
выступление

14.05

п.49
п.50

15.05

21. 05

Лист изменений в тематическом планировании
№
записи

Дата

Изменения, внесенные в КТП

24

Причина

Согласование
с зам.
директора по
УР


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».