Рабочая-программа-РАЗГОВОРЫ-О-ВАЖНОМ-1-2-класс-2023-2024-учебный-год

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования и науки Республики Башкортостан
Отдел образования Администрации МР Зианчуринский район
МОБУ СОШ с. Абзаново

РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО
начальных классов

Заместитель директора по
УВР

Директор МОБУ СОШ
с.Абзаново

________________________

________________________

________________________

Бикбулатова Г.А.
Протокол № 1 от « 31 » августа
2023 г.

Валиева З.С.
Булатасова С.А.
« 31 » августа 2023 г.
Приказ № 144 от « 31 »августа
2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
КУРСА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«РАЗГОВОРЫ О ВАЖНОМ»
для 1–2 классов
учителя начальных классов
Карабаевой Ямили Галимовны
на 2023-2024 учебный год

с.Абзаново

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Актуальность и назначение программы

Программаразработанавсоответствиистребованиямифедеральныхгосударств
енныхобразовательныхстандартовначальногообщего,основногообщего и среднего
общего

образования,

федеральных

образовательных

программначальногообщего,основногообщегоисреднегообщегообразования.Этоп
озволяетобеспечитьединствообязательныхтребованийФГОСвовсемпространствеш
кольногообразованиявурочнойивнеурочнойдеятельности.
Задачейпедагога,реализующегопрограмму,являетсяразвитиеуобучающегося
ценностного

отношения

к

Родине,

природе,

человеку,

культуре,знаниям,здоровью.
Программанаправленана:
 формированиероссийскойгражданскойидентичностиобучающихся;
 формированиеинтересакпознанию;
 формированиеосознанногоотношенияксвоимправамисвободамиуважитель
ногоотношения кправами свободам других;
 выстраиваниесобственногоповеденияспозициинравственныхиправовых
норм;
 созданиемотивациидляучастиявсоциально-значимойдеятельности;
 развитиеушкольниковобщекультурнойкомпетентности;
 развитиеуменияприниматьосознанныерешенияиделатьвыбор;
 осознаниесвоего меставобществе;
 познаниесебя,своихмотивов,устремлений,склонностей;
 формированиеготовностикличностномусамоопределению.
Нормативную правовую основу настоящей рабочей программы курса
внеурочной деятельности

«Разговоры о важном» составляют

следующиедокументы.
1. Федеральный

закон

"Об образовании

Федерации"от29.12.2012№273-ФЗ

в

Российской

2. СтратегиянациональнойбезопасностиРоссийскойФедерации,УказПрезиде
нтаРоссийскойФедерацииот2июля2021г.№400«ОСтратегиинациональнойбезопасн
остиРоссийскойФедерации».
3. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот31.05.2021
№286«Обутверждениифедеральногогосударственногообразовательногостандарта
начального

общего

образования»

(Зарегистрирован

Минюстом

России05.07.2021№64100).
4. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.07.2022
№

569

«О

внесении

изменений

в

федеральный

государственный

образовательныйстандарт начального общего образования» (Зарегистрирован
Минюстом России17.08.2022№69676).
5. ПисьмоМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерации«Онаправлении
методическихрекомендацийпопроведениюциклавнеурочныхзанятий«Разговорыов
ажном»» от15.08.2022№03–1190.
6. ПриказМинистерствапросвещенияРоссийскойФедерацииот18.05.2023
№

372

«Об

утверждении

федеральной

образовательной

программы

начальногообщегообразования»(ЗарегистрированМинюстомРоссии12.07.2023№7
4229).
Вариантыреализации программы и формы проведения занятий
Программа реализуется в работе с обучающимися 1–2, 3–4, 5–7, 8–9 и 10–
11классов.

В

2023–2024

учебном

году

запланировано

проведение

36

внеурочныхзанятий.Занятияпроводятся1развнеделюпопонедельникам,первымуро
ком.
Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»направленынаразвитиеценностног
о отношения обучающихся к своей родине – России, населяющим еелюдям, ее
уникальной

истории,

богатой

природе

и

великой

культуре.

Внеурочныезанятия«Разговорыоважном»должныбытьнаправленынаформировани
есоответствующей внутренней позиции личности обучающегося, необходимой
емудляконструктивногоиответственного поведениявобществе.
Основной формат внеурочных занятий «Разговоры о важном» – разговор

и(или)

беседа

с

обучающимися.

Занятия

позволяют

обучающемуся

вырабатыватьсобственнуюмировозренческуюпозициюпообсуждаемымтемам.
Основныетемызанятийсвязанысважнейшимиаспектамижизничеловекавсовр
еменнойРоссии:знаниемроднойисторииипониманиемсложностейсовременногоми
ра,техническимпрогрессомисохранениемприроды,ориентациейвмировойхудожест
веннойкультуреиповседневнойкультуреповедения,доброжелательнымотношением
кокружающимиответственнымотношениемксобственным поступкам.
Взаимосвязьспрограммойвоспитания
Программакурсавнеурочнойдеятельностиразработанасучѐтомфедеральных
образовательных

программ

начального

общего,

основного

общего

исреднегообщегообразования.Этопозволяетнапрактикесоединитьобучающуюивос
питательнуюдеятельностьпедагога,ориентироватьеѐнетольконаинтеллектуальное,
ноинанравственное,социальноеразвитиеребѐнка.Этопроявляется:
 ввыделениивцелипрограммыценностныхприоритетов;
в

приоритете

личностных

результатов

реализации

программы

внеурочнойдеятельности,нашедшихсвоеотражениеиконкретизациювпрограммево
спитания;
 в интерактивных формах занятий для обучающихся, обеспечивающих
ихвовлеченностьвсовместную спедагогомисверстникамидеятельность.
Ценностноенаполнениевнеурочныхзанятий
Восновеопределениятематикивнеурочныхзанятийлежатдвапринципа:
1) соответствиедатамкалендаря;
2) значимостьдляобучающегосясобытия(даты),котороеотмечаетсявкалендар
евтекущемгоду.
Датыкалендаряможнообъединитьвдвегруппы:
1. Даты, связанные с событиями, которые отмечаются в постоянные
числаежегодно

(государственные

и

профессиональные

праздники,

даты

историческихсобытий).Например,«Деньнародногоединства»,«ДеньзащитникаОте
чества»,
«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»,«Деньучителя(советникип
овоспитанию)»,«Деньроссийскойнауки»ит. д.

2. Юбилейные

даты

выдающихся

деятелей

науки,

литературы,

искусства.Например,«190летиесоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,
«215летиесоднярожденияН.В.Гоголя»,«Русскийязык.Великийимогучий.225летсодняро
жденияА.С.Пушкина».
В программе предлагается несколько тем внеурочных занятий, которые
несвязаныстекущимидатамикалендаря,ноявляющиесяважнымиввоспитании
школьника.Кпримеру:«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирный
день психическогоздоровья, профилактикабуллинга)»идр.
Следуетотметить,чтовнеурочныезанятиявходятвобщуюсистемувоспитатель
нойработыобразовательнойорганизации,поэтомутематикаисодержаниедолжныобе
спечитьреализациюихназначенияицелей:становлениеуобучающихсягражданскопатриотическихчувств.Исходяизэтого,впланируемыхрезультатахкаждогосценария
внеурочногозанятиявыделяютсянравственныеценности,которыеявляютсяпредмет
омобсуждения.Основныеценностихарактеризуютсяследующимобразом.
1. Историческаяпамять
– историческая

память

–

обязательная

часть

культуры

народа

и

каждогогражданина;
– историческаяпамятьсоединяетпрошлое,настоящее,позволяясохранитьипро
должитьдостижения,мудрость,опыт,традициипрошлыхпоколений;
– историческаяпамятьестькультурацелогонарода,котораяскладываетсяизобъ
единенияиндивидуальныхпереживаний,ивключаетважнейшиенравственные
качества: благодарность, уважение,гордостьпотомковзажизньиподвигипредков.
Осознаниеэтойнравственнойценностибазируетсянаконкретномсодержании
занятия. Например, тема «День народного единства» рассматриваетсяна
известных исторических фактах – единение людей, когда Родина нуждается
взащитев1612 г.
2. Преемственностьпоколений
– каждоеследующеепоколениеучитсяупредыдущего:осваивает,воссоздаѐт,
продолжает егодостижения,традиции;

– семья построена на сохранении преемственности поколений. Память
опредыдущих поколениях бережно хранится в предметах, фото, вещах, а также
вгуманномотношениикстаршимпоколениям.
Например,тема:«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)».Обсуждаетсяпро
блема:

каждое

поколение

связано

с

предыдущими

и

последующими

общейкультурой,историей,средойобитания,языкомобщения.Каждыйчеловекдолже
н
воспитыватьвсебекачества,которыебылихарактерныдлянашихпредков,людейдалѐк
ихпоколений:любовь кроднойземле,малойродине,Отечеству.
3. Патриотизм—любовькРодине
– патриотизм(любовькРодине)–самоеглавноекачествагражданина;
– любовь к своему Отечеству начинается с малого — с привязанности
кродномудому, малойродине;
– патриотизм строится на ответственности за судьбу своей родной
земли;чувствегордостизаисторию,культурусвоегонародаинародовРоссии.
Этавысшаянравственнаяценностьявляетсяприоритетнойвовсехсценариях
«Разговорововажном».Вкаждомсценарии,всоответствииссодержанием,раскрывает
ся

многогранность

чувства

патриотизма

и

его

проявления

в

разныхсферахчеловеческой жизни.
4. Доброта,добрыедела
 доброта—
этоспособность(желаниеиумение)бытьмилосердным,поддержать,помочь

без

ожидания благодарности;
 благотворительность

—

проявление

добрых

чувств;

благотворительностьбыла распространена в России в прошлые века, что стало
сегодня примером дляподражания.
Например, тема «Мы вместе». Разговор о добрых делах граждан России
впрошлыевременаи внастоящеевремя,темаволонтерства.
5. Семьяисемейныеценности
– семья

связана

не

только

общим

местом

хозяйством,общимиделами,ноизначимымиценностями—

проживания,

общим

взаимопониманием,взаимоподдержкой, традициямиит. д.;
– каждый член семьи имеет свои обязанности, но всегда готовы прийти
напомощь другому: взять на себя его дела, проявить внимание, оказать помощь
другдругу;
– обучающийся

должен

ответственно

относиться

к

своей

семье,

участвоватьвовсехееделах,помогатьродителям;
– семейные ценности

всегда были

значимы для

народов России;

семейныеценностипредставленывтрадиционныхрелигияхРоссии.
Тема

семьи,

семейных

взаимоотношений

и

ценностей

является

предметомобсужденияназанятиях,посвященныхтемам:«Овзаимоотношенияхвсемь
е(Деньматери)»,«НовогодниесемейныетрадицииразныхнародовРоссии»идр.
6. КультураРоссии
– культура

общества

—

это

достижения

человеческого

общества,

созданныенапротяженииегоистории;
– российская культура богата и разнообразна, она известна и уважаема
вовсеммире;
–

культурапредставленадостижениямивматериальнойсфере(строительств

о,техника,предметыбытаидр.),вдуховнойсфере(народноетворчество,литература,из
образительноеискусство,музыка,театридр.),атакжевэтике,культуревзаимоотношен
ийлюдей.
Темы,

связанные

с

осознанием

обучающимися

этой

социальной

ценности,подробноиразностороннепредставленыв«Разговораховажном».Поэтому
многиесценариипостроеныначтениипоэзии,обсуждениивидеофильмов,произведен
ийживописиимузыки:«Потусторонуэкрана.115леткиновРоссии»,
«Цирк!Цирк!Цирк!(кМеждународномуднюцирка)».
7. НауканаслужбеРодины
– наукаобеспечиваетпрогрессобществаиулучшаетжизньчеловека;
– в

науке

работают

талантливые,

творческие

люди,

бесконечно

любящиесвоюдеятельность;
– в

России

совершено

много

невозможнопредставитьсовременный мир.

научных

открытий,

без

которых

О такой ценности общества и отдельно взятого человека учащиеся узнают
впроцессеобсуждениятем:«190летсоднярожденияД.Менделеева.Деньроссийскойнауки»,«Явижу
Землю!Этотаккрасиво».
Следует отметить, что многие темы внеурочных занятий выходят за
рамкисодержания,изучаемогонауроках,ноэтонеозначает,чтоучительбудетобязател
ьно

добиваться

точного

усвоения

нового

знания,

запоминания

и

четкоговоспроизведенияновоготерминаилипонятия.Необходимопонимать,чтонавн
еурочныхзанятияхкакнеучебныхформируютсяопределенныеценности:
высшие нравственные чувства и социальные отношения. В течение года
учащиесямногоразбудутвозвращатьсякобсуждениюоднихитехжепонятий,чтопосл
ужитпостепенномуосознанномуихпринятию.
Наличиесценариеввнеурочныхзанятийнеозначаетформальногоследованияим
.Прианализесодержаниязанятия,котороепредлагаетсявсценарии,педагогучитывает
региональные,национальные,этнокультурныеособенноститерритории,гдефункцио
нируетданнаяобразовательнаяорганизация.Обязательноучитываетсяиуровеньразв
итияучащихся,ихинтересыипотребности.Принеобходимости, исходя из статуса
семей

обучающихся,

целесообразно

уточнить(изменить,скорректировать)итворческиезадания,выполнениекоторыхпре
длагаетсявместесродителями,другими членамисемьи.
Особенности реализации программы
Личностноеразвитиеребѐнка–
главнаяцельпедагога.Личностныхрезультатов,обучающихсяпедагогможетдостичь,ув
лекаяшкольниковсовместнойи

интересной

многообразной

деятельностью,

позволяющей

раскрыть

потенциалкаждого;используяразныеформыработы;устанавливаявовремязанятийдо
брожелательную,

поддерживающую

атмосферу;

насыщая

занятия

ценностнымсодержанием.
Задача педагога, транслируя собственные убеждения и жизненный опыт,
датьвозможностьшкольникуанализировать,сравниватьивыбирать.
Вприложенияхкпрограммесодержатсяметодическиерекомендации,помогаю

щиепедагогуграмотноорганизоватьдеятельностьшкольниковназанятияхврамкахре
ализациипрограммыкурсавнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном».

Содержание программы внеурочной деятельности
«Разговоры о важном»
С

чего

начинается

Родина?

Колыбельная

песня

мамы,

первая

игрушка,первая книга. Малая Родина: родная природа, школа, друзья, культура и
историяродногокрая.ОтветственностьгражданиназасудьбусвоейОтчизны.Историч
ескаяпамятьнародаикаждогочеловека.Связь(преемственность)поколений–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Историческаяпамять
–
этостремлениепоколения,живущеговнастоящеевремя,принятьивоспитыватьвсебек
ачества,которыеотражаютнравственныеценностипредыдущихпоколений(«Там,где
Россия»,«ЧтотакоеРодина?(региональныйиместныйкомпонент)»,
«Деньнародногоединства»,«Урокпамяти»).
Любовь к Родине, патриотизм — качества гражданина России. Любовь
кродному краю, способность любоваться природой, беречь еѐ — часть любви
кОтчизне.Преемственностьпоколенийвготовностизащищатьроднуюземлю.Велика
яОтечественнаявойна:герои,подвиги,самопожертвование.НепокоренныйЛенингра
д:страницыисторииблокадыгорода(«Зоя.К100-летиюсоднярожденияЗои
Космодемьянской»,

«Непокоренные.

80летсо

дняполного

освобожденияЛенинграда от фашистской блокады», «День защитника Отечества.
280 лет со днярожденияФ.Ушакова»,«Союзники России»,«Урокпамяти»).
Конституция Российской Федерации — главный закон государства.
Чтотакоеправаиобязанностигражданина.ПраваребѐнкавРоссии.Примерывыполнен
ия обязанностей членами общества. Избирательная система в России(общее
представление)

(«Главный

закон

страны»,

России(30летЦИК)»,«Налоговаяграмотность»).
Любовькроднойприроде,ееохранаизащита–

«Избирательная

система

проявлениепатриотическихчувств.Россияоткраяидокрая:разнообразиеприроды,
объекты природы, вошедшие в список мирового достояния ЮНЕСКО.
Природамалой Родины. Природные достопримечательности Поволжья, Севера,
Сибири,ДальнегоВостока.Крым–природнаяжемчужина.Симферополь—
столицаРеспублики Крым, «ворота Крыма» («Крым. Путь домой», «Я вижу
Землю! Это так красиво», «Экологичное потребление»).
Нравственные

ценности

российского

общества.

Трудовая

деятельностьроссиян, созидательный труд на благо Отчизны.Многообразие
профессий,
людиособыхпрофессий(спецназ,МЧС,полиция,гражданскаяавиация)(«Деньспецна
за»,««Первымделомсамолеты».О гражданскойавиации»).
Герои нашего времени. Профессии прошлого и профессии будущего —
чтобудет нужно стране, когда я вырасту? Профессии моих родителей, бабушек
идедушек.Профессиональныединастии.Зачемнужноучитьсявсѐвремя,покаработае
шь? («Труд крут!», «Как найти свое место в обществе», «Герои нашеговремени»).
Гуманизм,

доброта,

волонтѐрская

деятельность

—

качество

настоящегочеловека,способностьоказатьпомощь,поддержку,проявитьзаботуимило
сердие.Доброедело:комуононеобходимоидлякогопредназначено.Добрыеделаграж
данРоссиивпрошлыевремена:благотворительностьграждан;пожертвованиекакодна
иззаповедейвтрадиционныхрелигиях.
Деятельность добровольцев как социальное служение в военное и
мирноевремя:примерыизисторииисовременнойжизни.Качествалюдей,которыхназ
ываютдобровольцами: милосердие, гуманность,сопереживание.
Как младший школьник может проявить добрые чувства к другим
людям?(«Мывместе»,«Овзаимоотношенияхвколлективе(Всемирныйденьпсихичес
когоздоровья,профилактикабуллинга)»).
Детские общественные организации в России и их деятельность –
мывместе, и мы делаем добрые дела. Наша помощь нужна тем, кто в ней
нуждается:больным,старым,слабым(«Будьготов!Коднюдетскихобщественныхорга
низаций»).Всемирныйфестиваль молодежи
Учебныйколлектив.Правилавзаимодействиявучебнойдеятельности.Взаимо

ответственность

членов

учебного

коллектива

за

успехи

одноклассников,помощь,поддержкавколлективе–
залогегоблагополучияиотсутствияконфликтов.Противостояниеотрицательнымвли
яниям(«Всемирныйденьпсихическогоздоровья,профилактикабуллинга)»,«Россия–
здороваядержава»).
ГосударственныепраздникиРоссийскойФедерации:
 Новыйгод,—
замечательныйобщенародныйпраздник.Традициипразднования Нового года в
разных

странах.

История

возникновения

новогоднегопраздникавРоссии.Рождество(7января).ИсторияпраздникаРождества
Христова.РождественскиетрадициивРоссии.Историясозданияновогоднихигрушек(
«Новогодниесемейныетрадицииразных народовРоссии»).
 День российской науки (8 февраля). Наука и научные открытия в
России.Значениенаучныхоткрытийдляпрогрессаобществаиразвитиячеловека.Прее
мственностьпоколенийвнаучныхдостижениях.Выдающиесяученыепрошлых
веков: М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К. Э. Циолковский. Научныеоткрытия
российских учѐных, без которых невозможно представить современныймир:
телеграф,

цветная

фотография,

радиоприѐмник,

ранцевый

парашют,

наркоз,искусственноесердце.Качестваученого:талант,вдохновение,упорство,увлеч
енность.

Проявление

интереса

к

научным

знаниям

и

деятельности

российскихученых.Желаниерасширятьсвоизнания,участвоватьвшкольнойопытноисследовательскойдеятельности.Чтотакоевиртуальныймириктоегосоздаѐт?
«Плюсы»и«минусы»виртуальногомира.ПравилабезопасногопользованияИнтернет
-ресурсами.(«Россия:взглядвбудущее»,«Технологическийсуверенитет/цифровая
экономика/новые профессии», «190 лет со дня рождения Д.Менделеева.День
российскойнауки»).
 День

защитника

Отечества

(23

февраля).

История

рождения

праздника.Защита Отечества — обязанность гражданина Российской Федерации,
проявлениелюбви к родной земле, Родине. Армия в годы войны и мирное время:
всегда
естьместоподвигу.Качествороссийскоговоина:смелость,героизм,самопожертвован

ие («День защитника Отечества. 280 лет со дня рождения Ф.Ушакова»).
 Международный женский день (8 марта) — праздник благодарности
илюбвикженщине.Женщинавсовременномобществе—
труженица,мать,воспитательдетей.ВеликиеженщинывисторииРоссии,прославивш
иесвоюОтчизну

(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).

 Денькосмонавтики(12апреля).Страницыисториироссийскойкосмонавтики.
Первый

искусственный

спутник

Земли;

Луноход-1;

первый

полѐтчеловекавкосмос–Ю.А.Гагарин;первыйвыходвоткрытыйкосмос

—А. А.

Леонов;

Поляков.

самый

длительный

полѐт

в

космосе

—

Валерий

Гордостьроссиянзауспехистранывосвоениикосмоса
(«ЯвижуЗемлю!Этотаккрасиво»).
 ПраздникВесныиТруда(1мая).Историипраздника–
100лет.Последнийвесенний месяц связан с разнообразными работами в поле, в
саду,

в

огороде.

Сдавнихвременлюдижелалидругдругухорошегоурожая,удачноголета.Традицияиз
менилась,

когда

женщины-работницы

выступили

на

митинге

с

требованиямипрекратитьэксплуатироватьдетскийтрудиповыситьзаработнуюплату
женщинам(«Трудкрут!»).
 ДеньПобеды(9мая).ВеликаяпобедасоветскойармиивВеликойОтечественно
й войне. Какое чувство вело советских людей на борьбу за свободусвоей Родины?
Вклад

в

победу

советских

воинов,

тыла,

партизанского

движения.Ктотакиефашисты?Почемуонихотелисделатьвсенародысвоимирабами?
Преступлениянацистов:концлагерькакместапринудительнойжестокойизоляции.Де
тиОсвенцима.11апреля—
деньосвобожденияузниковконцлагерей.Связь(преемственность)поколений:бессме
ртныйполк—помним,любим,гордимся(«Деньпамяти»).
 ДеньРоссии(12июня)–праздниквсех,ктолюбитсвоюстрану,заботитьсяо

ее

процветании. Этот праздник – символ свободы, гражданского мира, согласиявсех
народов Российской Федерации. В это день каждый еще раз вспомнит о том,что
Россия – это мы, живущие в больших и малых городах, на берегах
СеверногоЛедовитогоокеанаинасклонахКавказскихгор,вПоволжьеизаУралом….В

этотдень мы еще раз убеждаемся, что все народы нашей страны – едины («Там,
гдеРоссия»).
 День

знаний

(1

сентября).

Наша

страна

предоставляет

любому

ребѐнкувозможность с 6,5 лет учиться в школе. Знания — ценность, которая
необходимане только каждому человеку, но и всему обществу. Знания — основа
успешногоразвитиячеловекаиобщества.Каждыйдолженстремитьсякобогащениюир
асширениюсвоихзнаний(«ДеньЗнаний»).
 День учителя (5 октября). Учитель

— важнейшая в обществе

профессия.Назначениеучителя–
социальноеслужение,образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Учитель
—советчик,помощник,участникпознавательной

деятельности

школьников.

Оценка учительского труда. Страницыистории развития образования. Первые
школы,

первые

учителя-монахи.

Влияниекнигопечатаниянаразвитиеобразования.И.Федоров.Великиепедагогипрош
лого.Учебники К.Д. Ушинского для обучения грамоте детей. Яснополянская
школа Л.Н.Толстого(«Деньучителя(советникипо воспитанию)»).
 Деньнародногоединства(4ноября).Этотпраздник–
проявлениегордостиипоклоненияпредшествующимпоколениям,которыенеразпроя
влялипатриотические чувства, объединялись в те времена, когда Родина
нуждалась
взащите.Такбылов1612году,когдаМининиПожарскийсобралинародноеополчениед
ляборьбысиноземнымизахватчиками.Такбылов19411945годахвовремяВеликойОтечественнойвойнысфашистами.(«Деньнародногоеди
нства»).
Различныепраздники,посвященныеисторииикультуреРоссии:
Историческаяпамять:ПѐтриФевронияМуромские–
символлюбвиивзаимопониманиявсемейнойжизни.Ценностироссийскойсемьи:люб
овь,взаимопонимание,участиевсемейномхозяйстве,воспитаниидетей).Семья–
первыйвжизниребенкаколлектив.Традиции,обычаи,трудоваяидосуговаядеятельно
сть;

взаимоотношения

в

семьях

разных

народов

РФ.Поколения

в

семье.Семейное«древо».Особоеотношениекстаршемупоколению,проявлениедейст

венногоуважения,вниманиякбабушкамидедушкам,заботаоних.Рольотцавсемье,уча
стиевхозяйственнойдеятельности,досугесемьи,укреплениитрадиционныхсемейны
хценностей.Пониманиеролиотцакакродителя,участиеввоспитаниидетей,отцовское
влияниенасынаи/илидочь.Мать,мама—главныевжизни человека слова. Мать —
хозяйка

в

доме,

хранительница

семейного

очага,воспитательницадетей.Спервыхднейжизнирядомсребѐнкомвсѐвремяприсутс
твует мама

— человек, чьѐ сердце бьѐтся

чаще и

сильнее, чем у

другихлюдей(«Овзаимоотношенияхвсемье(Деньматери)»).
КультураРоссии.Чтотакоетворчество?Людитворческихпрофессий:поэты,худ
ожники,композиторы,артисты,создателиигрушек.Примерынародных

промыслов.Искусствовжизничеловека.СтраницыисториистановленияискусствавР
оссии:отДревнейРусидосовременности(скоморохи,первыетеатрыопера и балета,
драматические

театры

в

России).

Музыкальное,

изобразительное,театральное,цирковоеискусстваиеговыдающиесяпредставители.
К.С.Станиславский—
великийдеятельтеатральногоискусства:яркиестраницыжизнии

деятельности.

Значение российской культуры для всего мира («По ту сторонуэкрана. 115 лет
кино

в

России»,

«Цирк!

Цирк!

Цирк!

(К

Международному

днюцирка)»,«От«А»до«Я»,450 лет«Азбуке»ИванаФедорова»).
Великая российская литература. Великие поэты России: А. С. Пушкин –
создатель нового русского языка поэзии. Памятные даты календаря: дни
памятироссийских писателей и поэтов прошлых веков. Николай Васильевич
Гоголь –русский писатель, внесший вклад в развитие отечественной литературы
(«215-летие со дня рождения Н. В. Гоголя», «Русский язык. Великий и могучий.
225 летсодня рожденияА.С.Пушкина»).
Планируемые результаты освоения программы внеурочных занятий
«Разговоры о важном»
Занятияврамкахпрограммынаправленынаобеспечениедостиженийшкольник
амиследующихличностных,метапредметныхипредметныхобразовательныхрезульт
атов.
Личностные результаты
Гражданскопатриотическоговоспитание:осознаниесвоейэтнокультурнойироссийскойгражда
нскойидентичности;сопричастностькпрошлому, настоящему и будущему своей
страны и родного края; уважение ксвоему и другим народам; первоначальные
представления

о

человеке

как

членеобщества,оправах

иобязанностигражданина,качествахпатриотасвоейстраны.
Духовно-нравственноевоспитание:пониманиесвязичеловекасокружающим
миром; бережное отношение к среде обитания; проявление заботы оприроде;
неприятие действий, приносящих ей вред. Признание индивидуальностикаждого

человека;

проявление

сопереживания,

уважения

и

доброжелательности;неприятиелюбыхформповедения,направленныхнапричинени
ефизическогои

моральноговредадругимлюдям;выполнениенравственноэтическихнормповеденияиправилмежличностныхотношений.
Эстетическоевоспитание:уважительноеотношениеиинтерескхудожественн
ойкультуре,восприимчивостькразнымвидамискусства,традициями
своего

и

других

народов;

стремление

к

творчеству

самовыражению

в

разныхвидаххудожественнойдеятельности.
Физическое

воспитание,

культура

здоровья

и

эмоционального

благополучия:соблюдение правил здорового и безопасного (для себя и других
людей) образажизни в окружающей среде (в том числе информационной);
бережное отношениекфизическомуипсихическому здоровью.
Трудовоевоспитание:осознаниеценноститрудавжизничеловекаиобщества,
ответственное

потребление

и

бережное

отношение

к

результатам

труда,интерескразличнымпрофессиям.
Ценностинаучногопознания:первоначальныепредставленияонаучнойкартин
емира;познавательныеинтересы,активность,инициативность,любознательностьиса
мостоятельностьвпознании.Проявлениежеланияобогащатьсвоизнания,способност
ькпоисково-исследовательскойдеятельности.
Метапредметные результаты
Универсальныеучебныепознавательныедействия:длярешенияпредложенных
учебныхзадачиспользоватьинтеллектуальныеоперации(сравнение,анализ,классиф
икацию),оцениватьситуациинравственногоибезнравственногоповедения,приводит
ьпримерысобытий,фактов,демонстрирующихотношениечеловекакокружающемум
иру,проявлениенравственноэтическихкачеств.Работатьсинформацией,представленнойвтекстовом,иллюстрати
вном,графическомвиде.
Универсальные

учебные

коммуникативные

действия:

проявлять

активностьвдиалогах,дискуссиях,высказыватьсвоемнениепоповодуобсуждаемыхп
роблем; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; создавать устные
иписьменныевысказывания,небольшиетексты(описание,рассуждение);проявлятьж
еланиеготовитьнебольшиепубличныевыступления.
Универсальные

учебные

регулятивные

действия:

признавать

возможностьсуществования разных точек зрения; корректно и аргументированно
высказыватьсвоемнение.Приниматьучастиевпланированиидействийиоперацийпор
ешениюучебнойзадачи,оцениватьсвоеучастиевобщейбеседе(дискуссии,учебномди
алоге).
Занятия «Разговоры о важном» позволяют осуществить решение задач
поосвоению предметных планируемых результатов.
Многиетемы«Разговорововажном»строятсянаиспользованиисодержанияуче
бныхпредметов.Этопозволяетсовершенствоватьфункциональнуюграмотность
младших

школьников:

развивать

умения

использовать

полученныезнаниявнестандартныхситуациях;отбирать,анализироватьиоцениватьи
нформацию в соответствии с учебной задачей; строить высказывания и тексты
сучетомправилрусского языка.
Предметные результаты освоенияпрограммывнеурочнойдеятельности
«Разговорыоважном»представленысучетомспецификисодержанияпредметныхобла
стей,ккоторымимеетотношениесодержаниекурсавнеурочнойдеятельности:
Русскийязык:первоначальноепредставлениеомногообразииязыковикультур
на территории Российской Федерации, о языке как одной из главныхдуховнонравственных

ценностей

народа;

понимание

роли

языка

как

основногосредстваобщения;осознаниезначениярусскогоязыкакакгосударственног
оязыкаРоссийскойФедерации;пониманиеролирусскогоязыкакакязыкамежнациона
льногообщения;осознаниеправильнойустнойиписьменнойречикакпоказателяобще
йкультурычеловека;овладениеосновнымивидамиречевойдеятельности на основе
первоначальных

представлений

о

нормах

современногорусскоголитературногоязыка;использованиевречевойдеятельностин
ормсовременногорусскоголитературногоязыкаиречевогоэтикета.
Литературное

чтение:

осознание

значимости

художественной

литературыипроизведенийустногонародноготворчествадлявсестороннегоразвития
личностичеловека;первоначальноепредставлениеомногообразиижанровхудожеств
енныхпроизведенийипроизведенийустногонародноготворчества;овладениеэлемен
тарнымиумениямианализаиинтерпретациитекста.
Иностранный

язык:

знакомство

представителей

других

стран

с

культуройсвоегонарода.
Математикаиинформатика:развитиелогическогомышления;приобретение
опытаработысинформацией,представленнойвграфическойитекстовойформе,разви
тиеуменийизвлекать,анализировать,использоватьинформациюи делатьвыводы.
Окружающий

мир:сформированность

уважительного

отношения

к

своейсемье и семейным традициям, Организации, родному краю, России, ее
истории
икультуре,природе;сформированностьчувствагордостизанациональныесвершения,
открытия,победы;первоначальныепредставленияоприродныхисоциальных
объектах как компонентах единого мира, о многообразии объектов иявлений
природы;

о

связи

мира

живой

и

неживой

природы;

сформированностьосноврациональногоповеденияиобоснованногопринятиярешен
ий;первоначальные представления о традициях и обычаях, хозяйственных
занятияхнаселенияимассовыхпрофессияхродногокрая,достопримечательностяхсто
лицыРоссии и родного края, наиболее значимых объектах Всемирного
культурного иприродного наследия в России; важнейших для страны и личности
событиях
ифактахпрошлогоинастоящегоРоссии;основныхправахиобязанностяхгражданина
Российской

Федерации;

развитие

умений

описывать,

сравнивать

игруппироватьизученныеприродныеобъектыиявления,выделяяихсущественныепр
изнаки

и

отношения

между

объектами

и

явлениями;

понимание

простейшихпричинно-следственных связей в окружающем мире (в том числе на
материале
оприродеикультуреродногокрая);приобретениебазовыхуменийработысдоступной
информацией (текстовой, графической, аудиовизуальной) о природе иобществе,
безопасного использования электронных ресурсов организации и сетиИнтернет,
получения информации из источников в современной информационнойсреде;
формирование

навыков

основевыполнения

здорового

правил

и

безопасного

образа

жизни

на

безопасногоповедениявокружающейсреде,в

томчислезнанийонебезопасностиразглашенияличнойифинансовойинформациипри
общениислюдьмивнесемьи,всетиИнтернетиопытасоблюденияправилбезопасногоп

оведенияприиспользованииличныхфинансов;приобретениеопыта

положительногоэмоциональноценностногоотношениякприроде;стремлениядействоватьвокружающейсредевсоот
ветствиисэкологическиминормамиповедения.
Основы

религиозных

культур

и

светской

этики:

понимание

необходимостинравственногосовершенствования,духовногоразвития,роливэтомл
ичныхусилий

человека;

формирование

умений

анализировать

и

давать

нравственнуюоценкупоступкам,отвечатьзаних,проявлятьготовностьксознательно
мусамоограничениювповедении;построениесужденийоценочногохарактера,раскр
ывающихзначениенравственности,верыкакрегуляторовповедениячеловекавобщес
твеиусловийдуховно-нравственногоразвитияличности;понимание ценности семьи,
умение

приводить

примеры

положительного

влияниярелигиознойтрадициинаотношениявсемье,воспитаниедетей;овладениенав
ыкамиобщенияслюдьмиразноговероисповедания;осознание,чтооскорблениепредс
тавителейдругойверыестьнарушениенравственныхнормповедения

в

обществе;

понимание ценности человеческой жизни, человеческогодостоинства, честного
труда

людей

на

благо

человека,

общества;

формированиеуменийобъяснятьзначениеслов"милосердие","сострадание","проще
ние","дружелюбие"; умение находить образы, приводить примеры проявлений
любви кближнему, милосердия и сострадания в религиозной культуре, истории
России,современной жизни; открытость к сотрудничеству, готовность оказывать
помощь;осуждениелюбыхслучаевунижениячеловеческогодостоинства;знаниеобщ
епринятыхвроссийскомобщественормморали,отношенийиповедениялюдей,основа
нныхнароссийскихтрадиционныхдуховныхценностях,конституционныхправах,
свободахиобязанностяхгражданина.
Изобразительноеискусство:выполнениетворческихработсиспользованиемр
азличныххудожественныхматериаловисредствхудожественнойвыразительностииз
образительногоискусства;умениехарактеризоватьвидыижанрыизобразительногоис
кусства;умениехарактеризоватьотличительныеособенностихудожественныхпром
ысловРоссии.
Музыка:знаниеосновныхжанровнароднойипрофессиональноймузыки.
Технология:сформированностьобщихпредставленийомирепрофессий,значен

иитрудавжизничеловекаиобщества,многообразиипредметовматериальнойкультур
ы.
Физическаякультура:сформированностьобщихпредставленийофизическойк
ультуреиспорте,физическойактивностичеловека,физическихкачествах,жизненнова
жныхприкладныхуменияхинавыках,основныхфизических упражнениях; умение
взаимодействовать

со

сверстниками

в

игровыхзаданиях

иигровойдеятельности,соблюдаяправилачестнойигры
Многие темы «Разговоров о важном» выходят за рамки программ
учебныхпредметовиспособствуютразвитиюкругозорамладшегошкольника,еговозр
астной

эрудиции

и

общей

культуры.

Эта

функция

внеурочной

деятельностиособенноважнаиявляетсяпослерешениявоспитательныхзадачсущественнойиприоритетной.

Тематическое планирование
1–2 классы (1 час в неделю)
Т
е
м
а
1.День знаний

Основное содержание

Знания–ценность,котораянеобходима не только
каждомучеловеку,ноивсемуобществу.
Нашастранапредоставляетлюбому
ребѐнку
возможность с6,5летучитьсяв школе
Знания–основауспешногоразвитиячеловекаи
общества

Характеристика деятельности обучающихся

ПросмотрвидеороликаоДнезнанийиотрадицияхэтогопраздника.
Участие в эвристической беседе: традиции нашей школы,
обсуждениевопросов:«Почемуважноучиться?Какбыть,есличтотонезнаешьилинеумеешь?» идр.
Рассматриваниерепродукцийкартиношколепрошлыхвеков,сравне
ниес современной школой. Например: В. Маковский «В сельской
школе»;
Н.БогдановБельский«Сельскаяшкола»,«Устныйсчет.Народнаяшкола»;Б.Кустод
иев«Земскаяшкола»;А.Максимов«Книжноенаучение»;А.Морозов«
Сельскаяшкола» (навыбор)
Участиевколлективнойигре-путешествии(игресоревновании),разгадываниизагадок

2.Там, где Россия
ЛюбовькРодине,патриотизм
– качества гражданина России.Любовь к родному
краю,
способность
любоватьсяприродой,беречьеѐ–
частьлюбвикОтчизне.

Просмотр и обсуждение видеоматериалов «Россия – от края до
края»:природаразныхуголков страны.
Работа с иллюстрациями: узнавание по фотографиям городов
России.Достопримечательности Москвы.Беседа: «В каких местах
России тебехотелосьбы побывать?»
Интерактивнаяиграсоревнование:«Знаемлимысвойкрай»(сиспользованиемиллюстраци

й)
3.100-летие со дня рождения Зои Космодемьянской
ГероизмсоветскихлюдейвгодыВеликойОтечествен
нойвойны.Участиемолодеживзащите Родины от
фашизма.
ЗояКосмодемьянская–перваяженщина–
ГеройСоветскогоСоюзазаподвигивовремяВОВ.Качес
тваюнойучастницыдиверсионной
группы:бесстрашие,любовьк
Родине,
героизм.

Рассматривание
иописание
портрета
Зои–московской
школьницы.Восприятиерассказаучителяифотографийизсемейногоа
льбомаКосмодемьянских
Обсуждение рассказа учителя и видеоматериалов о событиях в
деревнеПетрищево.
Обсуждение значения пословиц:
«Родина
–мать,умей
занеепостоять»,
«Дляродинысвоейнисил,нижизнинежалей»,«Сроднойземлиумри,несходи»,«Чужой землине хотим,асвоейнеотдадим»(навыбор)

4.Избирательная система России(1час)
ИзбирательнаясистемавРоссии:значениевыбороввж
изниобщества;правогражданинаизбиратьибытьизбран
ным.Участиеввыборах–проявление
заботы
гражданинаопроцветанииобщества.
Важнейшиеособенностиизбирательной системы в
нашейстране:правогражданинанавыбор;
справедливость,
всеобщность,личноеучастиегражданина
5.День учителя (советники по воспитанию)

Просмотр и обсуждение отрывка из видеофильма «О выборах
детям».Дискуссия:«Какоезначениеимеютвыборыдляжизниобществ
а».
ЧтениечетверостишийоРодине.
Виртуальнаяэкскурсиянаизбирательныйучасток.Коллективноесо
ставление сценария выступления детей на избирательном участке в
деньвыборов

Учитель–важнейшаявобществе
профессия.
Назначениеучителя–социальное
служение,
образованиеивоспитаниеподрастающегопоколения.Уч
итель
–
советчик,
помощник,
участник
познавательной
деятельности
школьников.
Оценкаучительскоготруда.

Обсуждениеценностиважнейшейпрофессии.Участиевразыгрыва
ниисценок«Я – учитель»,«Яи мои ученики».
Участиевгрупповой,парнойработе:созданиерисунков«Нашкласс»
, «Мой учитель» .
Работа с
текстами
(пословицами,
стихотворениями),
связаннымиспрофессиейучителя

6.О взаимоотношениях в коллективе
Общаяцельдеятельностиодноклассников.
Взаимопомощь,поддержка,выручка–
чертынастоящегоколлектива.Детскийтелефон доверия

Анализрисунков«Рукавички»:умеемлимывместеработать?Умеем
лидоговариваться?».ЧтениеиобсуждениерассказаВ.Осеевой«Тритов
арища?».Диалог:происходятливнашемклассепохожиеистории?
Дискуссия: «Когда мы обижаемся: как не реагировать на обиду?
Интерактивноезадание:рассматриваниефотографийнашегокласса
:«Мывместе!»

7.По ту сторону экрана
Российскомукинематографу
–
115лет.Можетлисегоднячеловек(общество)житьбезки
нематографа?
«Великий немой» – фильмыбез звука. 1908 год –
рождениедетского
кино
в
России.
Первыеигровыефильмы:
«Дедушка
Мороз»,
«Царевна-лягушка»,«ПесньовещемОлеге».
Созданиестудии «Союздетфильм».
Известныепервыеигровыефильмы:«Пощучьемувеле
нию»,«Морозко»,
«Королевствокривыхзеркал»,(режиссераАлександраРо
у).
8.День спецназа

СлушаниепесниБуратиноизфильма«ПриключенияБуратино»(ко
мпозиторА.Рыбников).
Просмотрвидеоматериалов:кадрыизнемогокино.Беседа:Можнол
ипомимике, жестам,поведениюартистов понятьсюжеткартины?
Интерактивное
задание
–
викторина
«Знаемлимыэтиизвестныедетскиефильмы?»
(отгадывание
по
отдельным
эпизодам
и
фото
героев
названияфильмов).Например,«Пощучьемувелению»,«Королевствок
ривыхзеркал»,«Царевна-лягушка».
Ролеваяигра:«Мыснимаемкино»(разыгрываниеэпизодаизсказки
«Царевна-лягушка»,разговорцаревичаслягушкой).
Рассказыдетей:«Мойлюбимыйкинофильм»

28октября–
Деньподразделенийспециальногоназначения.Странаго
рдитсяважнойработойбойцовспецназа.
Легендарные
подразделения:«Альфа»,борьбастеррористами,освобождениезаложников,поиск
особо опасных преступников.

Работа с иллюстративным материалом: описание внешнего вида
бойцовспецподразделения,примерыдеятельностиподразделенийспе
цназа:освобождениезаложников,захваттеррористов.
Просмотрвидеоматериаловофизическойподготовкебойцовспецна
за.
Интерактивноезадание:восстановлениепословицосмелости(герои

«Вымпел»–охранаэкологически
важных
объектов;борьба
с
террористами;
ведениепереговоровипроведениеразведки.
Качествабойцовспецназа,спортивныетренировки

зме), объяснение их значения. Например: «Тот герой, кто за
Родинугорой!»,«Нетотгеройктонаградуждет,атотгерой,чтозанародв
стает!»,
«Один за всех, все – за одного», «Сам погибай, а товарища
выручай» (повыбору)

9.День народного единства
Чему посвящен праздник
«Деньнародногоединства»?
Проявление
любви
к
Родине:объединениелюдейвтевремена,когдаРодинану
ждаетсявзащите.Чувствогордостизаподвигигражданзе
млирусскойв1612году
Минин и Пожарский – герои,создавшие народное
ополчениедляборьбысиноземными захватчиками

Рассматриваниеплаката,посвященногоДнюнародногоединства.О
бсуждение: «Почему на плакате изображены эта два человека?
КакиесобытиясвязанысМининымиПожарским?».
Беседа с иллюстративным материалом: кем были Минин и
Пожарский?Интерактивноезадание:рассмотритепортретыМининаи
Пожарского,опишитеихвнешнийвид,одежду,выражениелица.
Рассказучителяособытиях1612года.Беседа:Чтотакоеополчение?
Ополчение 1612 года и 1941 года (рассказ учителя с
иллюстративнымматериалом

10.Россия–взгляд в будущее
Экономика
как управлениехозяйством
страны: производство, распределение,обмен,
потребление.
Что
сегодняделаетсядляуспешного
развития
экономикиРФ?Можноли
управлять экономикой
спомощью компьютера (что такое цифровая
экономика – интернет-экономика,электронная
экономика).
«Умный
дом»:
«умноеосвещение»,
«командыэлектроприборам(кофеварка,
чайник)»,напоминания-сигналы жителямквартиры.
11.День матери

Просмотр и обсуждение видео: «Что такое экономика страны?
Откудапроизошлослово«экономика»?».
Интерактивноезадание:Составлениеплакатарисунка«Чтотакоеэкономическаядеятельность:производствораспределение-обмен-потребление».
Воображаемаяситуация:мыпопалив«умныйдом».Чтопроисходит
в
«умномдоме»?Какиекомандымыможемдатьголосовому
помощнику

Мать,мама–главныевжизничеловекаслова.Мать–
хозяйка в доме, хранительницасемейного очага,
воспитательницадетей.Матери-героини.
Какпоздравитьмамувеепраздник– Деньматери?

Слушаниепесни«Омаме»изкинофильма«Мама».Интерактивноеза
дание:расскажемомаме:
Мамазаботитсяоребенке:рассматриваниерепродукциикартиныС.
Ерошкина«Уколыбели»; Б.Кустодиева«Утро».
Мамапомогаетребенкупознатьмир:рассматриваниерепродукциик
артины А.Аверина«Море»
Воображаемая ситуации: для девочек – «Ты – мама. У тебя есть
дочка.Онакапризничает.Кактыееуспокоишь?».Длямальчиков–
«Кактыдумаешь,что будетделатьмама».
Беседа на основе рассматривания видео и иллюстративного
материала:Матери-героини»
Дискуссия: «Нам нужно поздравить маму с Днем матери. Как мы
этосделаем».Рассматриваниерисунков(плакатов)детейровесниковучащихся1-2класса

12.Что такое Родина?
Родина–
этострана,гдечеловекродилсяиживет,учится,
работает, растит детей.Родина – это отчий дом,
роднаяприрода,люди,населенныепункты – все, что
относится
кстране,государству.Человеквсегдапроявляетчувства
ксвоейРодине,патриотчестнотрудится,заботитсяоее
процветании,уважаетееисториюикультуру

Слушаниепесни«Тоберезка,торябинка».Обсуждение:какпонимае
тавторпесни,чтотакое«Родина»?
Интерактивное задание: соотнесение иллюстрации
с
названием
территорииРоссии(тундра,тайга,Поволжье,Урал,Кавказ,Камчатка).
ВиртуальнаяэкскурсияпогородамРоссии:Москва,СанктПетербург,Волгоград.Достопримечательногородного края.
Выставка
рисунков детей «Наша
Родина, как я
ее
вижу». Дети рассказываютосвоих рисунках

13.Мы вместе.
Памятьвремен:каждоепоколение
связано
с
предыдущими
и
последующимиобщейкультурой,историей,средойоби

Рассматривание рисунков детей «Семейное древо». Краткий
рассказ отрадицияхвсемье,которыеосталисьотбабушек-дедушек.
Традиции,связанныеспроводомзимыивстречейвесныуразныхнар

тания.Связь(преемственность)
поколений
–
основаразвитияобществаикаждогочеловека.Семейно
едрево. Память о своих родных,которые
представляют
предшествующиепоколения.Сохранениетрадицийсем
ьей,народомСозданиетрадиций своегокласса.
14.Главный закон страны

одов РФ: русский Веснянки, у татар и башкир праздник Каргатуй,
ухантыиманси–ДеньВороны.работасиллюстративным материалом.
Эвристическаябеседа:«Какиетрадициибудутунашегокласса?».
Выставкафотографийкласса: «Мывместе».

КонституцияРоссийскойФедерации–главныйзакон
государства, который закрепляетправагражданина
как отношение государстваиегограждан.Права—
этообязательствогосударствапосозданию
условий
благополучнойжизникаждого
человека.ПраваребенкавРФ

РассматриваниеобложкиистраницыКонституцииРФ.Рассказучит
еля:чтозаписановглавномзаконестраны.
Работа с иллюстрациями: описание прав гражданина РФ на
свободноепередвижение, выбор места проживания, право на
свободный труд, отдых,образование,медицинскуюпомощь.
Интерактивное задание: соотнесем иллюстрацию с правом
ребенка РФ.Заполнимтаблицу: праваребенкаРФ

15.Герои нашего времени
Герой –
человек,совершающий
поступки,
необычные
по
своейсмелости,отваге.Совершаяподвиги,геройникогд
анедумаетоб
опасности
длясебя,егодействиянаправлены
на
спасение
других.Героямивнашейстранеявляютсянетольковзро
слые,нои дети. Проявление уважения к героям,
стремление
воспитыватьусебяволевыекачества:
смелость, решительность, стремление прийти на
помощь.Памятникигерояммирного времени

Просмотрвидеоматериала«Героимирноговремени»оврачахг.Благ
овещенска. Беседа: «Можно ли назвать поступок врачей подвигом?
Очемдумали врачи, узнавопожаре?Каконивелисебя?
Интерактивноезадание:проанализировавпоступокподростка,сост
авить его портрет. Например, героические поступки Вани
Макарова,МаксимаКобычева,ЛидыПономарѐвой,
МариныПлотниковой.
Рассматривание фотографий орденов Героя России, Ордена
мужества,медаль«Заотвагу».
Рассматриваниеиописаниепамятниковгерояммирноговремени.На
пример,памятникпожарнымиспасателям(Новосибирск);памятникге
роям,погибшим,спасаядетей(Севастополь),памятникморякамподводникам, погибшим в мирное время (Курск), памятник

пожарным испасателямМЧС(Тверь)– на выбор.
Воображаемаяситуация:представим,чтомынаходимсяоколопамят
никагерояммирноговремени.Какиецветымывозложимк
памятнику,чтонапишемналенточке?
16.«Новый год–традиции праздник аразных народов России»
Новыйгод–
любимыйсемейныйпраздник.Историявозникновения
новогоднегопраздникавРоссии.Участиедетейвподгот
овкеивстречеНовогогода.ПодаркиипожеланиянаНов
ыйгод.Историясозданияновогоднихигрушек.
Традиции
Новогоднего
праздникаразныхнародовРоссии:якутов(праздник"Ы
сыах");
бурятов
День
БелогоМесяца);осетинскийНовыйГодНогбон;татар(«
Навруз»)–по выбору.

Просмотриобсуждениевидео:«МоскваНовогодняя!».Беседа:каку
крашен к Новому году наш город (поселок, село). Как украшен ваш
дом квстречеНового года.
Рассказыдетей:«Моялюбимаяновогодняяигрушка».
Виртуальная экскурсия в музей «фабрика елочных игрушек»
(Москва)Интерактивноезадание:составлениеколлективногорассказа
«История
НовогоднегопраздникавРоссии»(наосновеиллюстративногомате
риала)
Чтениедетьми(илирассказывание)короткихисторийотрадициивст
речиНового годанародовРоссии

17.От«А» до«Я». 450лет «Азбуке» Ивана Федорова
Иван
Федоров
выдающийсяпервопечатниквРоссии,нетолькосостави
тельииздательпервыхкниг,ноипедагог,создательмето
дикиобученияграмоте. Особенности
построения«Азбуки»

Рассматриваниестраниц«Азбуки»И.Федорова.
Сравнениеиллюстраций,буквссовременным«Букварем».Беседа:«
Каквы думаете, был ли интересен детям того времени такой
учебник? Мог лисоздать такую книгу человек, который не понимал
детей, не знал, как ихучитьграмоте?
Воображаемая ситуация: представим, что мы находимся в
Москве, упамятника И. Федорову. Захотелось ли вам положить к
памятнику цветы?Какие?

18.Налоговая грамотность
Налог–
денежныеотношениямеждуорганизациейилюбымраб

Работа с иллюстрациями, которые демонстрируют примеры
использованияналогов.

отающим человеком,
необходимая
обязательнаяплатагосударствуслюбыхдоходов.
Для
чего
взимаются
налоги?Откудагосударствоберетденьгидлясодержани
яучреждений,армии,объектовкультуры,
строительства жилья,детскихсадовишкол,больниц,
стадионовидр.?
19.Непокоренные (блокада Ленинграда)
Что
такое
блокада?
900
днейжизниподобстрелом,безпродовольствия и
электричества.Какжилииочѐммечталидетиблокадног
огорода:ленинградскийломтикхлеба;печьбуржуйка;б
локаднаяшкола,какпраздновалиНовый год...
Дорогажизни.
Посильная
помощь
детей
взрослым:уходзаранеными,дежурствонакрыше.

Беседа:«Накакиеденьгистроятсябольницы,детскиесады,школы;б
лагоустраиваются города,ремонтируютсядороги?»
Дискуссия:«Можетличеловекотказатьсяплатитьналоги?Почемуг
оворят,чтоуплатаналогов-обязанностьгражданина?»

Просмотрвидеофильма«СалютвЛенинградевчестьпрорываблока
ды».Беседа: почемуленинградцыплачутвовремясалюта?
Послушаемзвукметронома.Очемонподавалсигналы?
Интерактивноезадание:рассматриваниефоторисунковдетейблока
дного Ленинграда на тему «Ладога – дорога жизни». Беседа: о
чемрассказывают рисунки детей? Можно ли сказать, чтоавторы
рисунковвспоминаютисториюсвоейжизни?
Работасфотографиями:особенностиучебногокласса,чемонотлича
етсяот классамирноговремени?
Воображаемая ситуация:представим,что мы подошли к
памятнику,посвященному детям блокадного Ленинграда. Постоим
около
него
тихо,поклонимсягероямгорода,несдавшихсяврагу,положимцветы

20.Союзники России
Когоназываютсоюзником?Договороколлективной
безопасности–
объединениегосударств,которыесовместноборютсяст
ерроризмом.
Экономическое сотрудничество государств с
Россией:Китай,Белоруссия.

Интерактивное задание: «Сравним две фотографии (на одной
люди
сосложенныминагрудируками,надругой–
пожимающиедругдругуруки)».Какуюиз
них
можноназвать«союзники»?
Рассказ учителя: страны, которые объединились (стали
союзниками) вборьбесмеждународнымтерроризмом.

КультурноесотрудничествогосударствсРоссией:сп
ортивные соревнования, художественныевыставки,
фестивалииконкурсы,выступлениятеатров
21.Менделеев. 190лет со дня рождения

Интерактивноезадание:наосновеиллюстрацийописатьтовары,кот
орыеполучаетРоссияизстран(Китай,Белоруссия,Турция,Сирия)
Просмотриоценкавидео:выступленияБольшоготеатразарубежом

Наукаиученые:научныеоткрытияпозволилиизмени
тьжизньчеловекаиразвиватьобщество.
Лаборатория ученого. Что внейпроисходит?
Д.И. Менделеев
выдающийсяученыйхимикифизик(изучалсвойствавеществ),
создатель
воздушногошара.
Менделеев–педагог,профессор химии в
университете,авторучебниковпохимии.Любимыезаня
тияученоговсвободноевремя:
«чемоданныхделмастер»,шахматист.

Просмотрвидео:открытиячеловека,которыепозволилиразвиватьо
бщество(паровоз,радио,электричество,космическаяракета)
Интерактивноезадание:Намнужносравнитьсвойствакакихтовеществ, например, воды и молока, чая и сока. Что нам нужно
сделать?Зачемученый проводитопыты,эксперименты?
Рассказучителя:Д.И.Менделеевпроводитопытысразличнымивещ
ествами,изучаяихсвойстваивыделяяпохожиесвойствавеществ.
Работа с иллюстрациями и текстом: Менделеев – полет на
воздушномшаре. Интерактивное задание: выбрать ответ на вопрос:
«С
какой
цельюсоздалМенделееввоздушныйшар?Ответы:онхотелпоказатьсво
имдетямЗемлюиз
космоса;емунравилосьлетать;онхотелизучатьатмосферу.
Рассматривание фото любимых занятий ученого: создание
чемоданов,шахматы, рисование.
Дискуссия: Почему Менделеева называли «чемоданных дел
мастер»?Разве он не мог купить себе чемодан в магазине? Можно
ли
по
свободнымзанятиямученогосказать,чтоонбылразносторонним,твор
ческимиоченьинтереснымчеловеком?

22. День первооткрывателя
Первооткрывателипервымиоткрывает
новые
земли, страны,изучаютиописываетихособенности.
Российскиемореплаватели:открывшиеАнтарктиду

Просмотрвидео«Антарктида–шестойконтинент
Рассказ учителя: «Восток» и «Мирный» история открытия
Антарктиды.РассматриваниепортретовФ.БеллинсгаузенаиМ.Лазаре

(Ф.БеллинсгаузенаиМ.Лазарев).Первыеоткрывателик
осмоса:Ю.Гагарин,В.Терешкова,А.Леонов.
Проявлениеинтересаиуважения к
личности
первооткрывателя,егочертам
характера:
целеустремленности,смелости,упорству

ва,атакжепарусныхкораблей.
Работасиллюстрациями:рассматриваниеиописаниестанций,
работающих
вАнтарктиде:«Мирный»,«Лазаревская»,«Прогресс».Беседа:скакойц
елью создаютсястанциивАнтарктиде?
Интерактивноезадание:чтотызнаешьопервыхкосмонавтах.Расска
зыдетейнаосновеиллюстраций икартинокосмосе А.Леонова.
Интерактивное задание: сделаем первые странички нашей
класснойкниги«Первопроходцы».

23.День защитника Отечества
Благодарностьармиизамирнуюжизнь,запроявлени
епатриотических
чувств,
защитуРодины,охрануеерубежей.Преемственностьпо
колений.
Армиявгодывойныимирное время: всегда есть
местоподвигу.ПамятниксоветскомувоинувБерлине.К
ачество
российскоговоина:смелость,героизм,самопожертвова
ние

Просмотрвидео:парадПобеды1945г.Беседа:скемсражаласьсоветс
каяармия?ЧтопринеслапобедавВОВнашейстранеимиру?Какие
чувства
испытываютлюдиразныхпоколений,освободившисьотфашизма?Инт
ерактивноезадание:краткиесуждениядетейпоиллюстрациям:
«ВспомнимгероевСоветскогоСоюза».(Например,
дваждыГероиСоветскогоСоюза:летчики–В.
Алексеенко,Н.Степанян,А.Ефимов;танкисты – С. Хохряков, В.
Архипов, С. Шутов; моряки – В. Леонов (повыбору).
Рассказ учителя об истории памятника советскому солдату в
Берлине (оН.Масалове).

24.Как найти свое место в обществе?
Твоеместовсемейномколлективе.Твое
равноправноеучастиевтрудовой,досуговойжизнисемь
и.Проявлениеактивности,инициативностивделах
семейных.
Классныйколлектив–
этотвоедетскоеобщество.Твоиинтересы,

Просмотр видео: коллективный труд семьи. Беседа: нравится ли
детямработатьвместе сродителями?
Дискуссия: обсудим, в каком случае Ира поступает как
равноправныйчленсемейногоколлектива:а)Онавсегдаоткликаетсяна
просьбубабушкипомочьей;
б)Олявсегдапредлагаетбабушкесвоюпомощь.

обязанности, друзья вэтомобществе.

Интерактивноезадание:оцениситуации.Ответьнавопрос:«Ктоизэт
ихдетейнашелсвоеместо вколлективе».
1) Петя хорошо рисует. Но на предложение оформить классную
газетуответил:«Янемогу,некогдамне.ПустьМиларисует».
2) Первоклассники готовят концерт к Дню учителя. Для
выступлениянужныодинаковыеплаточкигалстучки.Гдеихвзять?Оляпредлагает:
«Менямаманаучилавязать.Ясвяжуплаточкигалстучки,будеткрасиво».
Интерактивное задание: проанализируй пословицы и поговорки.
Какиекачествахарактеризуютколлектив:соотнесисловокачествоссоответствующейпословицей.
«Берись дружно – не будет грузно» (согласованность); «В
коллективечужой работы не бывает» (взаимопомощь); «В
согласном
стаде
волк
нестрашен»(согласие,единство);«Безкомандиранетколлектива»(уме
ние подчиняться)

25.Всемирный фестиваль молодежи
Фестивальмолодежиистудентовпроходитподлозун
гом«Замир,дружбу,солидарность
и
справедливость!».Фестиваль–
этовозможностьмолодыхлюдейобщаться:поделиться
своимипланаминабудущее,рассказатьосвоейстране,о
работе или учебе. На Фестивалепроводятся
различные
мероприятия,
собрания,
диспуты,
дружеские
соревнования,
концерты.
Россияпринимаетгостейсовсегомира
дружелюбноигостеприимно

Просмотрвидео:открытиеМеждународногофестивалямолодежии
студентовв2017г.Беседа:длячегопроводятсяФестивалимолодежи.
Воображаемая ситуация: Представьте, что каждый из вас –
участникФестиваля.Выизучилипрограммуихотитевыбратьмероприя
тие,накотороевамхочетсяпойти.Поделитесьсвоимипланамисоднокл
ассниками.
ПрограммаФестиваля:1)Образовательнаяпрограмма–
«Россиявсоветскоевремя»,«ДеньАфрики»,«ДеньАзиииОкеании»,«Д
еньЕвропы»,«Неграмотностьвмиреиборьбасней».2)Культурнаяпрог
рамма
–

«Джазовыйфестиваль»,«Музыкабудущего»,«Танцевальнаяакадемия
»
Виртуальная экскурсия в образовательный центр «Сириус»
(работа
силлюстративнымматериалом):чтоувидятздесьгостиФестиваля
26.Первым делом самолеты….О гражданской авиации
Гражданской авиации России100 лет. Значение
авиации дляжизниобществаикаждогочеловека.
Мечтачеловекалетатьвоплотиласьвсказках,легенда
х.ПервыйсамолетгражданскойавиациивРоссии.Типы
современныхсамолетов.

Просмотрвидео:взлетсамолета.
Беседа: какое чувство у вас возникает, когда вы смотрите, как в
воздухподнимаетсясамолет?леталиливынасамолете?Вашиощущени
я(страшно, удивительно,радостно,удивительно).
Работасиллюстрациями:начемлетаютгероирусскихсказок(народн
ыхи авторских). Например, ступа бабы-Яги, ковер-самолет, КонекГорбунок.РассматриваниекартиныА.Дейнеко«Никитка–
первыйрусскийлетун».Чтениеучителемотрывкаизлегенды:«СмердН
икитка,боярскогосынаЛупатовахолоп»,якобысмастерилсебеиздерев
аикожикрыльяи дажесуспехомлеталнаних».
Интерактивное задание: сравните два числа. В начале XIX века
дорогаиз Москвы в Санкт-Петербург на лошадях занимала 4-5
дней.Сегодня отМосквыдосеверной столицы–1,5 часаполета.
Рассказучителя:первыйсамолетгражданскойавиациивРоссии–
АНТ-9.
Просмотрвидео:новыесамолетысегодня.

27.Крым –дорога домой
Вспомним,
что
такое
Крым?УникальныеприродныеместаКрыма.ГородаКр
ыма,егостолица.
КакживетсегодняКрым.

Видео:«ПутешествиепоКрыму».Работасиллюстрациями:уникаль
ныеместаприродыКрыма,столица–
Симферополь.Детскийпарк.ПаркСалгирка,
танк-памятник
освободителям города от фашистов, Крымскийтеатркукол.
Воображаемая ситуация: Представьте, что вы – жители Крыма.

Что бывыпосоветовалипосмотретьвКрымуеегостям?
Работа с иллюстрациями: чем занимаются младшие школьники
послеуроков? Фотографии, отражающие, к примеру, игру в шашки
и
шахматы,танцы,занятиелепкойилирисованием,театральнойдеятельн
остью.
28.Россия–здоровая держава
Человек
должен
быть
здоров,жизнерадостен,закален.Этопомогает
ему
многое
успевать,успешнозаниматьсятрудом,учебой,домашн
имиделами.Здоровыелюдиактивноучаствуютвжизни
общества.
Чтотакоездоровыйобразжизни,
как
человек
должен егоорганизовывать.
Россия– спортивнаястрана

Просмотр видео: гимн «Дети – в спорт». Беседа: «Как вы
понимаетеслова гимна:«Дети– будущеестраны!»
Эвристическаябеседа?«Почемучеловекдолженбытьздоров,жизне
радостени активен?»
Интерактивноезадание:сравнитерисункидвухдетей,оцените,како
ниодеты, чем они занимаются? Кто из них, по вашему мнению,
чаще
болеет?Работастекстамистихотворенийоздоровьеизанятиямифизкул
ьтурой.
Например,«Зарядка»(А.Барто),«Купитьможномного»(А.Гришин)
, «Солнцевоздухивода»(А. Усачев).
Работа с иллюстрациями: назовем и запишем слова, которые
расскажутнам,чточеловекдолженделать,чтобы
сохранитьиукрепитьздоровье.
Интерактивноезадание:рассмотретьфоторазныхвидовспорта,назв
атькаждыйвид.Рассказать,какимспортомтызанимаешьсяилихочешьз
аниматься?

29.Цирк! Цирк! Цирк!
Почемуидети,ивзрослыелюбятцирк?
Цирковые
профессии.
Вспомнимвеликиесемьицирковыхартистов:семья

Просмотрвидео–
цирковоепредставлениеи«Песенкиоцирке».Беседа:
«Любителивыцирк?»

Запашных;
семья
Кантемировых.Знаменитый
«УголокДурова»иегооснователь.
Великий клоун Ю. Никулин.Первая женщинаукротительница тигров Ю. Бугримова

Интерактивное задание: Назови цирковую профессию (соедини
фото сназванием цирковых профессий). (Например, воздушный
гимнаст, клоун,укротитель,наездник,жонглѐр,акробат)–по выбору.
Работа с иллюстрациями: знакомство с великими цирковыми
семьями ицирковымиартистами.Описаниеихцирковойдеятельности.
Создадимплакат-аппликацию«Цирк!Цирк!Цирк!»

30.«Вижу Землю»
Книга
Ю.А.
Гагарина
«ВижуЗемлю».Первыевпечатлениякосмонавтаонабл
юденияхголубойпланеты«Земля».
СтраницырассказаЮ.А.Гагарина«ВижуЗемлю»:де
тство,участиевсемейномтруде,тяготывойны,перваяпр
офессия,желаниеистремлениестатьлетчиком.Первый
полет.
КаксовременныйшкольникможетизучатьпланетуЗ
емля?
31.215 лет со дня рождения Гоголя

Видео:пусккорабля-спутника«Восток1».Обсудим:какоеслово,сказанноеЮриемАлексеевичемвовремявзле
та,сейчасзнаетвесьмир?
Читаем, рассматриваем фотографии, обсуждаем страницы книги
Ю.А.Гагарина«ВижуЗемлю»(детство,перваяпрофессия,желаниестат
ьлетчиком). Оцениваем качества характера Юрия, которые помогли
емустатьнастоящимлетчиком,апотомикосмонавтом(ответственност
ь,настойчивость,трудолюбие,мечтательность).
Виртуальнаяэкскурсиявпланетарий

Н.В.Гоголь–
великийрусскийписатель.Егопроизведения
сатирически
освещают
жизнь
общества
XIXвека.Удивительныефактыписателя:
сочинение
стихов
в
5лет;загадочностьповедения,стеснительность;суевер
ность.УвлеченияГоголя:любовькрукоделию; умение
и интерес кприготовлениюукраинскихблюд.
Знакомство и дружба ГоголяиПушкина

Просмотр видео – памятники Н.В. Гоголю в Москве.Бесед:
«Сравнитеизображение Гоголя на памятниках. Почему один
называют «грустным», авторой«веселым»?
Интерактивное задание: работа с иллюстрациями и текстом
повестиГоголя «Ночь перед Рождеством»: определите, к какому
тексту относитсяиллюстрация.
РассматриваниерепродукциикартиныМ.Клодта«ПушкинуГоголя
».
Беседа:«Чемзанимаютсягероикартины?»
Работа с иллюстрациями: оцените сюжеты иллюстраций,
определите понимувлеченияписателя

32. Экологичное потребление
Экологичноепотребление–
какиспользоватьприроду,чтобы приносить ей как
можноменьшевреда.Чтозначит–
жизньбезотходов:отказотненужного,продлениежизни
вещей,
повторное
использование,
экономия
природногоматериала(воды,света)

Просмотр и обсуждение видео (фото) - «Как мусор становится
седьмымконтинентомЗемли».Беседа:вредитлиприроде«седьмойкон
тинент»(мусорноепятно вТихомокеане).
Воображаемаяситуация.
1) Представим, что мальчик
порвал брюки. Предложите
способы возможногоиспользованияэтойвещи.
2)
Бабушканаварилаогромнуюкастрюлюкаши.Никтоуженехочетееесть
.Предложитеспособы,чтобыкашуневыбрасывать.
Работасиллюстративнымматериалом:берегутлиприродужителиэт
ойквартиры?
Обсудим:какиетабличкинапоминанияможносделатьвдоме,чтобыэкономноотноситьсякводе
и электричеству.

33.Труд крут!
Труд–
основажизничеловекаиразвитияобщества.Любойтруд
имеетцель,результат. Качества труженика,которые
определяют
успешностьеготрудовойдеятельности:наличиезнаний
-умений,
терпение,
старательность,
ответственность,аккуратностьидр.

Просмотрвидео«Ежик–
неумейка».Какоекачествоежикапомоглоемувыбратьсяизкастрюли?
Просмотрвидео«Трудгончара».Беседа:«Легколисделатьвазу?»:б
ыстролилепитсяпредметизглины;почемугончардолженбытьвнимате
льным?Аккуратным?Получитсяликрасивыйпредмет,еслиспешить,н
еобращатьвниманиенанеровности,нарушениепропорций?
Дискуссия: Вспомним Незнайку – героя книги Н. Носова.
Незнайка былтаким любознательным! Онпытался играть на трубе,
рисовать,
писатьстихи,дажеуправлятьмашиной.Почемжеунегоничегонеполуч
алось?
Интерактивное задание: соединим иллюстрацию трудового

действия
сважнымусловиемегоуспешноговыполнения.Например,приготовит
ьпирог (знать рецепт его приготовления); убрать квартиру (уметь
включатьпылесос);
помочьприпорезепальца(уметьобрабатыватьрану)
Обсудимвместе:определимзначениепословиципоговорокотруде:
«Нужнонаклониться,чтобыизручьянапиться»;«Былабыохота,зала
дитсявсякая
работа»,«Поспешишь–
людейнасмешишь».Обратимвниманиена слова, которые очень
важны для работы (знания, умения, усердие, старание,
терпение,желание).


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».