РП по функциональной грамотности в 9 классе

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Республики Башкортостан
МКУ отдел образования администрации МР Зианчуринский район Республики
Башкортостан
МОБУ СОШ с. Абзаново
РАССМОТРЕНО

СОГЛАСОВАНО

УТВЕРЖДЕНО

Руководитель ШМО

Заместитель директора
УВР_________________

Директор школы

________________________
Валиева З.С.

Валиева З.С.

Протокол №1
от «31» августа 2023 г.

________________________
Булатасова С.А.
№ 144 от «31» августа 2023
г.

Рабочая программа
курса внеурочной деятельности
«Функциональная грамотность: учимся для жизни»
для 9 класса

Абзаново 2023

Пояснительная записка.
Понятие функциональной грамотности сравнительно молодо: появилось в конце 60-х
годов прошлого века в документах ЮНЕСКО и позднее вошло в обиход исследователей.
Примерно до середины 70-х годов концепция и стратегия исследования связывалась с
профессиональной деятельностью людей: компенсацией недостающих знаний и умений в
этой сфере.
В дальнейшем этот подход был признан односторонним. Функциональная грамотность
стала рассматриваться в более широком смысле: включать компьютерную грамотность,
политическую, экономическую грамотность и т.д.
В таком контексте функциональная грамотность выступает как способ социальной
ориентации личности, интегрирующей связь образования (в первую очередь общего) с
многоплановой человеческой деятельностью.
Мониторинговым исследованием качества общего образования, призванным ответить
на вопрос: «Обладают ли учащиеся 15-летнего возраста, получившие обязательное общее
образование, знаниями и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования
в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах
человеческой деятельности, общения и социальных отношений?», - является PISA (Programme
for International Student Assessment). И функциональная грамотность понимается PISA как
знания и умения, необходимые для полноценного функционирования человека в современном
обществе. PISA в своих мониторингах оценивает 4 вида грамотности: читательскую,
математическую, естественнонаучную и финансовую.
Проблема развития функциональной грамотности обучающихся в России
актуализировалась в 2018 году благодаря Указу Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О
национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до
2024 года». Согласно Указу, «в 2024 году необходимо <…> обеспечить глобальную
конкурентоспособность российского образования, вхождение Российской Федерации в число
10 ведущих стран мира по качеству общего образования»2. Поскольку функциональная
грамотность понимается как совокупность знаний и умений, обеспечивающих полноценное
функционирование человека в современном обществе, ее развитие у школьников необходимо
не только для повышения результатов мониторинга PISA, как факта доказательства
выполнения Правительством РФ поставленных перед ним Президентом за- дач, но и для
развития российского общества в целом.
Низкий уровень функциональной грамотности подрастающего поколения затрудняет
их адаптацию и социализацию в социуме. Современному российскому обществу нужны
эффективные граждане, способные максимально реализовать свои потенциальные
возможности в трудовой и профессиональной деятельности, и тем самым принести пользу
обществу, способствовать развитию страны. Этим объясняется актуальность проблемы
развития функциональной грамотности у школьников на уровне общества.
Результаты лонгитюдных исследований, проведенных на выборках 2000 и 2003 гг.
странами-участницами мониторингов PISA показали, что результаты оценки функциональной
грамотности 15-летних учащихся являются надежным индикатором дальнейшей
образовательной траектории молодых людей и их благосостояния3. Любой школьник хочет
быть социально успешным, его родители также надеются на высокий уровень благополучия
своего ребенка во взрослой жизни. Поэтому актуальность развития функциональной
грамотности обоснована еще и тем, что субъекты образовательного процесса заинтересованы
в высоких академических и социальных достижениях обучающихся, чему способствует их
функциональная грамотность.
Программа нацелена на развитие: способности человека формулировать, применять и
интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Эта способность включает
математические рассуждения, использование математических понятий, процедур, фактов и
инструментов, чтобы описать, объяснить и предсказать явления. Она помогает людям понять
роль математики в мире, высказывать хорошо обоснованные суждения и принимать решения,
которые необходимы конструктивному, активному и размышляющему гражданину
(математическая грамотность); способности человека понимать, использовать, оценивать
тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей,

расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни (читательская
грамотность); способности человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для
распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения
естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах
выводов в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности
естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том,
что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную,
интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию
при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием (естественнонаучная грамотность);
способности человека принимать эффективные решения в разнообразных финансовых
ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а
также возможности участия в экономической жизни.
Рабочая программа данного учебного курса внеурочной деятельности разработана
в соответствии с требованиями:
сийской Федерации»;

государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
-21;
программой основного общего образования ГБОУ СОШ с.
Петровка
и на основании Программы курса «Развитие функциональной грамотности
обучающихся» (5-9 классы), разработанной СИПКРО:
1. Модуль «Финансовая грамотность» А.В. Белкин, к.и.н., доцент кафедры исторического
и социально-экономического образования СИПКРО И.С.Манюхин, к.и.н., зав.кафедрой
исторического и социальноэкономического образования СИПКРО;
2. Модуль «Читательская грамотность» О.Ю.Ерофеева, к.п.н., зав.кафедрой преподавания
языков и литературы СИПКРО Н.А.Родионова, к.ф.н., доцент кафедры преподавания
языков и литературы СИПКРО;
3. Модуль «Математическая грамотность» С.Г.Афанасьева, к.п.н, доцент кафедры физикоматематического образования; 4.Модуль «Естественнонаучная грамотность» А.А.Гилев,
к.ф.-м.н., и.о.зав.кафедрой физикоматематического образования.
Основные принципы реализации программы
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
Данный курс внеурочной деятельности позволяет наиболее успешно применять
индивидуальный подход к каждому школьнику с учѐтом его способностей, более полно
удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся. В отличие от классных
занятий, на внеклассных учащиеся мало пишут и много говорят.
Формы проведения занятий
раздаточных материалов;
материалом
В каждом занятии прослеживаются 2 части:

Основные технологии

Методы и формы работы: метод проблемного обучения, позволяющий путем создания
проблемных ситуаций, с помощью информационных вопросов и гибкого их обсуждения
повысить заинтересованность учащихся в тематике занятий, ролевые игры, дискуссии,
обучение в сотрудничестве.
Методы:

Приемы:
и синтез;
Сравнение;
Классификация;
Аналогия;
Обобщение.
Основные виды деятельности учащихся:
Ø участие в олимпиадах
Ø знакомство с научно-популярной литературой
Ø работа с кроссвордами;
Ø самостоятельная работа;
Ø работа в парах, в группах;
Ø творческие работы
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
Используются тексты различные по оформлению, стилистике, форме. Информация
представлена в различном контексте (семья, дом, друзья, природа, учеба, работа и
производство, общество и др.).

Планируемые результаты.
Личностные результаты

9 классы
Уровень
узнавания и
понимания

Читательская
оценивает
содержание
прочитанного с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей;
формулирует
собственную
позицию по
отношению к
прочитанному

Математическая
объясняет
гражданскую
позицию в
конкретных
ситуациях
общественной
жизни на основе
математических
знаний с позиции
норм морали и
общечеловеческих ценностей

Естественнонаучная
объясняет
гражданскую позицию
в конкретных
ситуациях
общественной жизни
на основе
естественнонаучных
знаний с позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей

Финансовая
оценивает
финансовые
действия в
конкретных
ситуациях с
позиции норм
морали и
общечеловеческих
ценностей, прав и
обязанностей
гражданина
страны

Регулятивные универсальные учебные действия:
- проявлять познавательную и творческую инициативу;
- принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во
внутреннем плане;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их
выполнение;
- уметь отличать правильно выполненное задание от неверного;- оценивать правильность
выполнения действий: самооценка и взаимооценка, знакомство с критериями оценивания.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
- адекватно передавать информацию, выражать свои мысли в соответствии с поставленными
задачами и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи;
- слушать и понимать речь других;
- совместно договариваться о правилах работы в группе;
- доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на
уровне одного предложения или небольшого текста);
- учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Описание места курса в учебном плане
Программа рассчитана на1 год обучения в 9классе реализуется из части учебного
плана, формируемого участниками образовательных отношений и/или внеурочной
деятельности и включает 4 модуля (читательская, естественнонаучная, математическая и
финансовая грамотность).
Разработанный учебно-тематический план программы описывает содержание модуля из
расчета одного часа в неделю в каждом класс- комплекте. Тем не менее, каждое
образовательное учреждение индивидуально проектирует учебный план по каждой параллели
и по каждому модулю.
Таким образом, общее количество часов: – 34 часов.
т.е по 1 часу в неделю: 8 часов на модули «читательская грамотность», «математическая
грамотность», «финансовая грамотность»;
- 8 часов для модуля естественно-научной грамотности;
- 2 часа на проведение аттестации, завершающих освоение программы по

соответствующему году обучения.
Реализация программы начинается с модуля по формированию читательской грамотности.
1 четверть – модуль «читательская грамотность».
Другие модули могут по потребностям и возможности организации идти в любом порядке,
например:
2 четверть – модуль «математическая грамотность»,
3 четверть – модуль «естественно-научная грамотность»,
4 четверть – модуль «финансовая грамотность».
Программа предполагает поэтапное развитие различных умений, составляющих основу
функциональной грамотности.
В 9 классе формируется умение оценивать, интерпретировать, делать выводы и
строить прогнозы относительно различных ситуаций, проблем и явлений формируется в
отрыве от предметного содержания. Знания из различных предметных областей легко
актуализируются школьником и используются для решения конкретных проблем
Формы контроля и оценки планируемых результатов
В соответствии с приказом Минобрнауки России от 31.12.2015 № 1577 рабочие
программы курсов, в том числе внеурочной деятельности, разрабатываются на основе
требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего
образования с учетом основных программ, включенных в ее структуру. В связи с этим,
разработчики считают целесообразным проведение текущей (выполнение заданий в ходе
урока), рубежной (по окончании каждого модуля), промежуточной (по окончании года
обучения) и итоговой аттестации по данному курсу в форматах, предусмотренным
методологией и критериями оценки качества общего образования в общеобразовательных
организациях на основе практики.
В основу изучения факультатива положены ценностные ориентиры, достижение которых
определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трѐм уровням.
Первый уровень результатов — приобретение школьником социальных знаний (об
общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и
повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного
социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и
позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа,
мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие
школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной
просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребѐнок получает (или не
получает) первое практическое подтверждение приобретѐнных социальных знаний, начинает
их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов — получение школьником опыта самостоятельного
общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в
открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую
незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный
человек действительно становится (а не просто узнаѐт о том, как стать) социальным деятелем,
гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного
действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо
существование гражданина и гражданского общества.
Итоговый контроль в формах
-тестирование;
-практические работы;
-творческие работы учащихся;

-контрольные задания.
Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания –
незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещѐ
предстоит решить в ходе осуществления деятельности.
Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление
индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребѐнком и не допускает сравнения
его с другими детьми. Результаты проверки фиксируются в зачѐтном листе учителя. В
рамках накопительной системы, создание портфолио
Содержание программы
Тематическое планирование курса внеурочной деятельности
№ п/п

1

2

3

4

5

6

7

8

1

2

Кол-во часов
Формы и виды деятельности
Теория Практика
Модуль «Основы финансовой грамотности» 8 ч
9 класс
Ценные бумаги. Векселя и 0,5
0,5
Беседы, диалоги, дискуссии
облигации:
российская
специфика.
0,5
Круглый стол, игра
Риски акций и управление ими. 0,5
Гибридные
инструменты.
Биржа и брокеры. Фондовые
индексы.
Паевые
инвестиционные 0,5
0,5
Беседы, диалоги, дискуссии
фонды. Риски и управление
Круглый стол, игра
ими.
0,5
0,5
Проект, игра
Инвестиционное
профилирование.
Формирование
инвестиционного портфеля и
его
пересмотр.
Типичные
ошибки инвесторов.
Участники страхового рынка. 0,5
0,5
Круглый стол, игра, квест.
Страхование для физических
лиц.
Государственное
и 0,5
0,5
Беседы, викторина, квест, квиз.
негосударственное пенсионное
страхование.
0,5
Выбор и юридические аспекты 0,5
Проект, дискуссии, «Что? Где?
отношений
с
финансовым
Когда?».
посредником.
Проведение
рубежной
1
Тестирование
аттестации
Модуль «Основы читательской грамотности» 9 ч.
9 класс
0,5
Беседа, конкурс.
Формирование
читательских 0,5
умений с опорой на текст и вне
текстовые знания. Электронный
текст
как
источник
информации.
0,5
Сопоставление
содержания 0,5
Беседа, дискуссия в формате
текстов
научного
стиля.
свободного обмена мнениями.
Образовательные ситуации в
текстах.
Тема занятия

3

4

5
6

7

8

1

2

3

4
5
6

7
8
9

1

2

1,5
Круглый стол
Работа
с
текстом:
как 0,5
критически оценивать степень
достоверности содержащейся в
тексте информации?
0,5
Квест, конкурс.
Типы
текстов:
текст- 0,5
аргументация
(комментарий,
научное обоснование).
Составление плана на основе 0,5
0,5
Квест, игра «Что? Где? Когда?».
исходного текста.
Типы задач на грамотность. 0,5
0,5
Ролевая игра.
Аналитические
(конструирующие) задачи.
1
Деловая игра.
Работа со смешанным текстом.
Составные тексты (рубежная
аттестация).
Проведение
рубежной
1
Тестирование
аттестации
Модуль «Основы математической грамотности» 9 ч
Представление данных в виде
таблиц. Простые и
сложные вопросы.
Представление данных в виде
диаграмм. Простые и сложные
вопросы.
Построение мультипликативной
модели
с
тремя
составляющими.
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через
систему линейных уравнений.
Количественные рассуждения,
связанные со смыслом числа,
различными представлениями
чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой
разумности результатов.

0,5

Беседа, обсуждение, практикум.

1

Обсуждение,
ринг

0,5

0,5

Обсуждение, урок-исследование

1
0,5

1
1,5

0,5

1,5

Беседа, обсуждение практикум
Игра,
урок-исследование,
брейнринг, конструирование
Обсуждение,
урок-практикум,
моделирование

0,5

практикум,

брейн-

Решение
стереометрических
1
Урок - исследование
задач.
Вероятностные, статистические
1
Урок - практикум
явления и зависимости.
Проведение
рубежной
1
Тестирование
аттестации.
Модуль «Естественнонаучной грамотности» 8 ч.
9 класс
Структура и свойства вещества
1
Демонстрация моделей. Дебаты
На
сцену выходит
уран.
Радиоактивность.
Искусственная
радиоактивность.
Изменения состояния веществ.
1
Беседа. Демонстрация моделей.

3

Физические
явления
и 0,5
0,5
Презентация.
Учебный
химические
превращения.
эксперимент. Исследование
Отличие химических реакций
от физических явлений.
Наследственность биологических объектов

4

Размножение
организмов.
Индивидуальное
развитие
организмов. Биогенетический
закон.
Закономерности
наследования признаков.
Вид и популяции. Общая
характеристика
популяции.
Экологические
факторы
и
условия
среды
обитания.
Происхождение видов.
Закономерности изменчивости: 0,5
модификационная
и
мутационная
изменчивости.
Основные методы селекции
растений,
животных
и
микроорганизмов.

5

6

1

Демонстрация
Моделирование

моделей.

Демонстрация
Моделирование

моделей.

1

0,5

Экологическая система
1
Потоки вещества и энергии в
Демонстрация
экосистеме.
Саморазвитие
Моделирование
экосистемы.
Биосфера.
Средообразующая деятельность
организмов.
Круговорот
веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.
Проведение
рубежной
1
Тестирование
аттестации

7

8

моделей.

Учебно-тематический план

№ п/п

1
2
3
4
5
6
7
8

Тема занятия
Модуль «Основы финансовой грамотности»
9 класс
Ценные бумаги. Векселя и облигации: российская специфика.
Риски акций и управление ими. Гибридные инструменты.
Биржа и брокеры. Фондовые индексы.
Паевые инвестиционные фонды. Риски и управление ими.
Инвестиционное
профилирование.
Формирование
инвестиционного портфеля и его пересмотр. Типичные ошибки
инвесторов.
Участники страхового рынка. Страхование для физических
лиц.
Государственное
и
негосударственное
пенсионное
страхование.
Выбор и юридические аспекты отношений с финансовым
посредником.
Проведение рубежной аттестации

Дата

Кол-во
часов

1
1

6.09

1
1

20.09

1

4.10

1

11.10

1

18.10

1

25.10

13.09

27.09

1

2
3
4
5
6
7
8

1
2
3
4
5
6
7
8
9

1
2
3
4
5
6

Модуль «Основы читательской грамотности»
9 класс
Формирование читательских умений с опорой на текст и вне
текстовые знания. Электронный текст как источник
информации.
Сопоставление содержания текстов научного стиля.
Образовательные ситуации в текстах.
Работа с текстом: как критически оценивать степень
достоверности содержащейся в тексте информации?
Типы текстов: текст-аргументация (комментарий, научное
обоснование).
Составление плана на основе исходного текста.
Типы задач на грамотность. Аналитические
(конструирующие) задачи.
Работа со смешанным текстом. Составные тексты (рубежная
аттестация).
Проведение рубежной аттестации
Модуль «Основы математической грамотности»
9 класс
Представление данных в виде таблиц. Простые исложные
вопросы.
Представление данных в виде диаграмм. Простые и сложные
вопросы.
Построение
мультипликативной
модели
с
тремя
составляющими.
Задачи с лишними данными.
Решение типичных задач через систему линейных уравнений.
Количественные рассуждения, связанные со смыслом числа,
различными представлениями чисел, изяществом вычислений,
вычислениями в уме, оценкой разумности результатов.
Решение стереометрических задач.
Вероятностные, статистические явления и зависимости.
Проведение рубежной аттестации.
Модуль «Основы естественнонаучной грамотности»
9 класс
На сцену выходит уран. Радиоактивность. Искусственная
радиоактивность.
Изменения состояния веществ.
Физические явления и химические превращения. Отличие
химических реакций от физических явлений.
Размножение
организмов.
Индивидуальное
развитие
организмов.
Биогенетический
закон.
Закономерности
наследования признаков.
Вид и популяции. Общая характеристика популяции.
Экологические факторы и условия среды обитания.
Происхождение видов.
Закономерности
изменчивости:
модификационная
и
мутационная изменчивости. Основные методы селекции
растений, животных и микроорганизмов.

8ч
1

8.11

1

15.11

1

22.11

1

29.11

1
1

6.12

1

20.12

1
10

27.12

1

10.01

1

17.01

1

24.01

1
2
1

31.01
7.02-14.02

1
1
1
8ч

13.12

21.02

28.02
6.03
13.03

20.03
3.04

10.04
17.04

24.04

8.05

7

8

Потоки вещества и энергии в экосистеме. Саморазвитие
экосистемы. Биосфера. Средообразующая деятельность
организмов. Круговорот веществ в биосфере. Эволюция
биосферы.
Проведение рубежной аттестации

15.05

22.05

Литература
Используемые учебные пособия
1. Гостева Ю.Н., Кузнецова М.И., Рябинина Л.А. Читательская грамотность. Сборник
эталонных заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
2. Рослова Л.О., Рыдзе О.А., Математическая грамотность.
Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
3. Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных
заданий. Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021

4. Ковалева Г.С. и др. Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1
(1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
5. Ковалева Г.С., Рутковская Е.Л. Финансовая грамотность Сборник эталонных заданий.
Выпуск 1 (1ч., 2 ч.) М: Просвещение 2021
Используемые интернет ресурсы
1. РЭШ Электронный банк заданий для оценки функциональной
Диагностические работы Министерства Просвещения РФ
https://fg.rech.edu.ru/
2. Банк заданий ИСРО РАО
https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

грамотности.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».